***
1. Как отмечает в предисловии автор книги, вся история древней Свято-Успенской Псково-Печерской обители, насчитывающая уже более пяти столетий, есть, прежде всего, история непрестанного духовного подвига, молитвенного предстояния ее иноков пред Господом и Его Пречистой Матерью. Опыт святой жизни лучших представителей печерского монашества спасителен и назидателен для любого из нас, а духовное их наследие дорого каждому христианину, стремящемуся по мере сил своих подражать подвигу уподобления себя Самому Христу, раскрытия в себе образа Божия, иначе говоря - подражать «преподобию» святых.
2. Немало духоносных старцев, чьи останки покоятся ныне в знаменитых «Богом зданных» монастырских пещерах — хорошо известны в истории как местной псковской, так и общерусской святости. Имена других нам порой даже и неведомы… Но сердца всех их пламенели горячей любовью ко Господу и Пресвятой Богородице, а иноческие труды сонма этих подвижников поистине являют нам образ подлинного монашеского жития. К числу подобных боголюбивых и многоопытных в «иноческом делании» старцев следует отнести известного старца и духовника братии Псково-Печерского монастыря, приснопамятного архимандрита Афиногена, в схиме — Агапия. Эта книга — наиболее полное его жизнеописание.
3. В отличие от прежде изданных исторических материалов о старце, здесь говорится о нем также как и о насельнике другого (новгородского) монастыря — Воскресенской Макарьевской пустыни. В этой обители он впервые появился в 1903 году, затем принял монашеский постриг и оставался (с вынужденными «перерывами» на время тюремных заключений и ссылок) вплоть до времени закрытия пустыни большевиками в феврале 1932 году. Промыслом Божиим старец Афиноген оказался в 1944 г. в Псково-Печерской обители, где он по-монашески «добре» прожил еще 35 лет, долгое время будучи духовником всей монашеской братии (как и духовным отцом — наставником многих мирян).
4. Отличавшийся замечательной простотой, любовью ко всем, кто приходил к нему со своими духовными скорбями и телесными недугами, имевший особую силу молитвы, отец Афиноген безусловно принадлежит к истинному цвету Псково-Печерского старчества. Кроткий и тихий, он с удивительным терпением переносил выпадавшие на его долю житейские испытания, несчастья и болезни, никогда при этом не ропща и смиренно неся свой жизненный крест. В самые тяжелые годы — в лагерях и ссылках — старец всегда и во всем полагался на волю Божию, укрепляясь молитвой и упованием на одно только милосердие Творца. И Господь — еще при земной жизни отца Афиногена — сторицею воздал ему за смирение и силу его веры.
5. На закате дней своих старец Афиноген стяжал совершенно мирное отношение к смерти и ждал ее - как избавления от уз земных скорбей и болезней, говоря порой: «Во мне нет уже ничего живого, только - дух». Однако и готовясь к переходу в вечность, старец не терял чувства живого интереса и любви к окружающим, к собратьям-инокам. Как вспоминает его келейница Надежда: «Сколько у батюшки было ко всем любви - очень он всех любил. Иногда и не может, а все идет на трапезу - скажет: «Хоть я на братию посмотрю, все - отцы святые». Говорю: «Батюшка, кушай в келье», а он ни в какую не соглашается - вот какова была его любовь к людям».
6. В последние десятилетия своего жития (ибо в это время, по словам автора, жизнь его уже, по сути, претворилась в «житие») старец сподобился различных явлений «мира иного» — когда перед ним раскрывались радостные и дарующие надежду на спасение чудные картины райских обителей. В такие минуты отец Афиноген, по собственному его свидетельству, предстоял Господу, Царице Небесной, святым угодникам Божиим. До нас, - говорит автор, - дошли собственные повествования старца (удивительно искренние в своей порой почти детской простоте) о подобных таинственно благодатных соприкосновениях его с «Божиим миром» — все эти рассказы представлены на страницах книги.
7. Старец умер 24 июня 1979 года. Как отмечает автор, кончина отца Афиногена была - как и жизнь - смиренна и в высшей мере благочестива. Гроб с его телом был перенесен в «Богом зданные» пещеры обители и поставлен в нише возле пещерного храма Воскресения Христова: блаженный старец упокоился наконец от всех дел мира сего, перейдя отныне в мир иной - к небесному престолу своего Вечного Хозяина. И казалось бы, на этом могла завершиться краткая повесть о старце Афиногене. Но вряд ли история его земной судьбы будет достаточно полной, если не обратиться (помимо автобиографических его заметок и воспоминаний о нем) к еще одному замечательному свидетельству о старце - к «Дневнику» его келейницы Надежды, который опубликован в этой книге почти целиком.
8. Повседневные беседы с келейницей и высказывания о сущности жизни во Христе,- все, что она кропотливо, с любовью к дорогому «авве» записывала на протяжении нескольких лет, - еще зримее раскрывают перед нами почти младенчески чистую и в то же время умудренную благодатью Христовой, светлую душу старца. В этих записях о нем мы как бы лицом к лицу вновь встречаемся со смиренным печерским подвижником, вновь слышим его живой и добрый голос; и вот - и по кончине старца, даже из-за гроба - доходят до нас не только его непрестающие молитвы, но, благодаря этим дневниковым заметкам, и столь простые и ясные пастырские увещания его к нам жить во Христе и по Христу - так, как прожил и сам он всю свою долгую и благочестиво-прекрасную жизнь.
***
Как отмечает автор, многие чада отца Афиногена стремились попасть в Печоры, чтобы получить совет умудренного Божией благодатью старца. Он нередко разрешал их многочисленные и многотрудные сомнения, помогал советом в житейских делах и вопросах, оказывал поддержку в выпавших на их долю бедах и несчастьях. Для своих духовных детей старец Афиноген всегда находил доброе слово вразумления и укрепления — в одолевавших их искушениях и нападениях врага человеческого рода. Эти поучения и наставления старца также представлены на страницах книги «Я — жив…».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!