У книжной полки. Встречи со старцами. Воспоминания

20 октября 2022 г.

B Православной Церкви существуют подвижники, называемые старцами. У старца, стяжавшего благодать Духа Святого, есть особый дар - направлять ищущие спасения души на путь к Истине, открывая о них волю Божию. С теми, кто полностью доверяется такому наставнику, через старца говорит Сам Господь. Для человека, который хоть бы однажды встречался с православным подвижником, стяжавшим благодать Духа Святого, это встреча становится незабываемым, а часто и центральным, поворотным событием всей жизни. О таких встречах и рассказывает книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет при содействии двух издательств – «Оптина Пустынь» и «Отчий дом» и называется – «Встречи со старцами. Воспоминания».

***

1. Как говорится в издании, одним из немногих мест в России, где в XIX - начале ХХ века искал старческого окормления православный народ, был Кронштадт. Здесь тогда сияла святыня отца Иоанна Кронштадтского, старчествовавшего в миру. А другим местом, где процветало старчество, была Оптина пустынь. Нескончаемым потоком тянулись туда богомольцы, ища утешения и совета. Почти век длилась в обители череда старческого служения, и прервалась она только с приходом богоборческой власти. Одними из последних старцев стали преподобные отцы Варсонофий, Анатолий и Нектарий. Воспоминания о встречах с этими светильниками веры составляют настоящую книгу.

2. В ней собраны работы трех авторов: протоиерея Василия Шустина, митрополита Вениамина (Федченкова) и князя Дмитрия Жевахова, успевших посетить обитель до русской катастрофы 1917 года, а двое из них - еще и до начала великой войны 1914 года. Протоиерей Василий, тогда просто Василий Васильевич, с юности сподобился знать отца Иоанна Кронштадтского, в Оптиной с 1910 года окормлялся у старца Варсонофия (Плиханкова), а после кончины последнего - у старца Нектария (Тихонова). О том, как в его жизнь вошел святой Кронштадтский пастырь, отец Василий пишет следующее:

3. «Hаша семья познакомилась с отцом Иоанном при вступлении моего отца во второй брак когда мне было семь лет. Молодая невеста очень хотела, чтобы брак был благословлен отцом Иоанном. И отец Иоанн приехал, и с тех пор стал бывать у нас каждый год на квартире в Петербурге Я видел, что вокруг отца Иоанна всегда собирались огромные толпы и буквально рвали его одежду, но я не понимал такого стремления людей к нему. Сердце мое было закрыто до семнадцати лет. Не только христиане шли к нему, но и иноверцы: магометане, буддисты... И действительно, у отца Иоанна была всеобъемлющая душа, сыновняя Богу, дерзновенная».

4. Как вспоминал отец Василий, кронштадтский пастырь исцелил его отца от горловой чахотки, которая едва не привела родителя к смерти, а младшую сестру Марию - от черной оспы. Был батюшка Иоанн и крестным единородной сестры Василия Анны. В юношеские годы Василий Васильевич обучался в Электротехническом институте в Санкт-Петербурге, где начал посещать молодежные религиозные собрания. Там он узнал от своего друга об Оптинских старцах, духовно окормлявших всю Россию. Интерес к ним возник у юного Василия после прочтения романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: образ персонажа романа старца Зосимы был вдохновлен преподобным Амвросием (Гренковым). В 1910 году Василий Васильевич Шустин впервые посетил Оптину пустынь. Там он познакомился со старцем Варсонофием (Плиханковым), который взял молодого человека под свою духовную опеку.

5. Отец Варсонофий предрекал Василию Васильевичу, что он не окончит институт. Так и получилось: с началом Первой мировой войны он попал на фронт, а во время Гражданской войны воевал на стороне Добровольческой армии. В 1920 году, эвакуировавшись из Крыма, Шустин оказался на Балканах. Свои воспоминания о святом Иоанне и оптинских старцах он написал уже за границей, книга была издана в 1929 года. Как говорилось в предисловии к изданию, «сжато записывая некоторые события своей жизни, отец василий Шустин совсем не предназначал их для печати. Но, ознакомившись частным путем с воспоминаниями, мы, - говорят издатели, - взяли на себя инициативу и почти независимо от воли автора предаем их гласности. События строго личной жизни автора, в которых принимали участие светильники нашей веры, не могут уже иметь личного характера».

6. Там же издатели отмечали, что последним старцем оптинским оставался отец Нектарий. И когда записывались эти воспоминания, старец был жив. В 1928 году он почил вне врат своей закрытой и оскверной обители. Поэтому опубликование этих воспоминаний в 1929 году было посвящено святой памяти оптинского старца Нектария. Ранее, дважды в 1912 и 1913 годах, в Оптинскую обитель приезжал митрополит, а тогда архимандрит Вениамин (Федченков) и беседовал со старцами Нектарием и Анатолием (Потаповым), напитываясь их духовной мудростью. В этот сборник включена глава «Оптина» из книги владыки Вениамина «Божьи люди», в которой нашли свое отражение его впечатления о встречах с православными подвижниками.

7. Владыка вспоминает о старце Анатолии (Потапове), о начальнике Оптинского скита отце Феодосии (Поморцеве), об игуменах монастыря отцах Ксенофонте (Клюкине) и Исaaкии (Бобракове), а также о старце Нектарин (Тихонове) и других оптинцах. С преподобным Нектарием владыка впоследствии, в 1925-1926 годы, уже находясь в эмиграции, в Париже, вел переписку. Рассказы митрополита Вениамина являются бесценными живыми свидетельствами об оптинских праведниках. Еще один автор, воспоминания которого вошли в это издание, - князь Николай Давидович Жевахов. Он в свою очередь, посетил Оптину в 1916 году, был принят старцем Анатолием и получил от него ответ на свой вопрос и благословение.

8. После февральского переворота князь эмигрировал из России, и позже в эмиграции написал и опубликовал «Воспоминания товарища обер-прокурора Святейшего Синода князя Н.Д. Жевахова» (в двух томах), в которых описал отношения государства и Церкви в Российской империи с позиций ревностного защитника Православия и монархиста. В первом томе его книги был опубликован очерк «Оптина пустынь. Старец Анатолий», который частично вошел и в этот сборник. Автор откровенно и искренно передает одну из своих бесед со старцем, с читателем он говорит «как на духу», - и это придает особую достоверность его воспоминаниям.

***

По словам издателей, воспоминания авторов этой книги замечательны тем, что они наполнены духом той, давно ушедшей Оптины, а старцы в них встают перед нами, как живые. Все они очень разные и по человеческим качествам, и по характеру служения, но все богомудрые, когда надо строгие, а когда - милостивые, видящие и состояние душ человеческих, и прошлое, и будущее, всегда любвеобильные, жалеющие каждого человека и болеющие за его бессмертную душу. И мы, читая эти воспоминания, получаем возможность приблизиться к Божьему чуду - личности святого человека, хоть немного разглядеть его и попытаться приобщиться его веры, любви и мудрости. Надеемся, - говорят издатели, что для боголюбивого читателя эта книга станет не только интересным, но и душеполезным чтением.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать