1. Эта книга рассказывает о трудах и подвигах праведного Симеона, расцвете и славе Верхотурской Николаевской обители, о страшных годах лихолетий, постигших нашу Родину и Святую Церковь, когда мощи Уральского праведника с поруганием были изъяты из его обители и по милости Божией вновь обретены в 1989 году. Автор книги - архимандрит Тихон (Затёкин), возглавлявший Верхотурский Николаевский монастырь с 1990 по 1999 год, а ныне являющийся наместником Нижегородского Печерского монастыря. Данная книга издана по благословению митрополита Кирилла (на тот момент Екатеринбургского и Верхотурского, ныне Казанского и Татарстанского) и является совместным проектом Верхотурского Николаевского монастыря и Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря.
2. Книга богато иллюстрирована фото и архивными документами, собранными отцом Тихоном в архивах и музеях Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербурга. Первая часть альбома под названием «Страны Сибирской украшение» посвящена жизнеописанию святого праведного Симеона Верхотурского. Как отмечает автор, история этого святого угодника Божия уводит нас в самое начало древнего XVII века, когда в первопрестольной столице отзвонил колокол сорок ударов на колокольне Ивана Великого, возвестивший москвичам о кончине царя Бориса Феодоровича Годунова. Отзвонили красным трезвоном колокола всех Кремлевских соборов, церквей и монастырей Москвы, встречая первого самозванца якобы «спасенного царевича Димитрия Иоанновича», а затем и выбранного из боярской среды на Московское царство царя Василия Ивановича Шуйского. В это время явил Господь миру тихого и кроткого праведника, который, придя в возраст, поспешил удалиться из центральной Руси от всей мирской суеты в далёкую Сибирь.
3. Автор жития святого праведника - архимандрит Макарий (Миролюбов) в своей книге «Подробное сказание о жизни и чудесах святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца» писал о нем следующие строки: «Очень немногих святых Божьих время рождения замечено летописями. Как люди большей частью малоизвестные в жизни этой, они не обратили на себя особенного внимания современников и, можно сказать даже, по большей части, сами уклонялись от этого, считая суетной славу мирскую. Впоследствии, род грядущий, беспристрастнее оценив дела их, или усмотрев силу Божью, явленную на нетленных останках их, и желал бы знать, когда тот или другой праведный родился в жизнь временную: но всякая память о том уже исчезает в роде человеческом.
4. К этому сонму праведных принадлежит и святой Симеон Верхотурский. Год и день рождения его неизвестны. Только, судя по времени, в которое он жил, и по летам, которые он провел в земной жизни, с уверенностью можно предположить, что он родился в конце XVI столетия. По крайней мере, жизнь его вообще относится к первой половине XVII столетия от Рождества Христова, а касательно самих лет жизни праведного на земле есть общее устное предание, что смерть этого угодника Божьего последовала тогда, когда ему было около сорока лет. В точности неизвестно место рождения праведного Симеона, а во всех рукописях и в сибирской летописи именуется он с Руси пришельцем и странником. Родители его были русские дворяне, но кто они такие, где жили, какую степень занимали в разряде дворянства, все это неизвестно. Можно только думать, что они о воспитании сына своего в детстве его заботились, чтобы воспитать его в страхе Божьем и в учении и наставлении Господнем...
5. Будучи, пришельцем в Верхотурской стороне, праведный Симеон не имел себе постоянного пристанища, а проживал большей частью в селе Меркушине, основанном в 1620 году. Место это возлюбил праведный более других, потому что оно было удалено от шумного тогда торгового места, которым был город Верхотурье; и потому, может быть, что красотой своей и величием более располагало отшельнический дух праведного к благоговению перед сотворившим небо и землю и питало любовь его к уединению и Божественному созерцанию. Подавая собой пример в благочестии, праведный Симеон являл в себе достойный подражания пример и трудолюбия по отношению к житейским занятиям своим. Он не хотел жить чужими трудами, а желал сам питать себя и одевать. Поэтому занимался он, не смотря на свое дворянское происхождение, ремеслом портным и рыболовством.
6. О том, как явлен был праведник по своем успении своими святыми мощами, как состоялось его прославление, о Высочайшем покровительстве Царской династии Романовых и императора Николая II древней Уральской обители, а также о даре, который преподнес последний русский государь к мощам святого праведного Симеона, говорится в первой части книги. Вторая часть - под названием «Начало испытаний» - посвящена началу лихолетья в древней Уральской столице, поруганию и вскрытию святых мощей праведного Симеона. Эта глава иллюстрирована архивными документами о двукратном вскрытии святых мощей и иллюстрациями самого кощунственного вскрытия святыни, которые никогда и нигде не публиковались. Подробно написано о том, как просили вернуть святые мощи праведного Симеона в 1946-1947 годах из музейных запасников.
7. Заключительная глава под названием «Возвращение праведника» повествует об открытии в 1990 году Верхотурского монастыря, начало ремонтно-реставрационных работ и возвращения праведного Симеона в его родную обитель в 1992 году. Глава так же снабжена богатым иллюстративным материалом. В конце книги помещены фотоснимки с празднования 20-летнего возвращения святыни в 2012 году и богослужением в Крестовоздвиженском соборе.
***
Обращаясь к читателям, митрополит Кирилл отмечает: «Вас ждет не только увлекательное путешествие по волнам истории, но прежде всего духовное назидательное чтение. Воспринимая историю не как повествование о прошедшем, а как непрекращающееся действие Божественного Промысла, мы видим, что житие праведного Симеона продолжается уже вместе с нами и на наших глазах. Мы становимся практически его участниками, поскольку многому из того, что в этой книге описывается, мы были современниками, а некоторые и свидетелями. Всем читателям этой замечательной книги я желаю провести не только несколько благодатных часов за душеполезным чтением, но и всегдашнего живого покровительства святого праведного Симеона Верхотурского на всех путях жизни». Этими словам владыки Кирилла мы и завершаем нашу программу.
Этот день в истории. 2 октября
День ангела. 2 октября
Церковный календарь 2 октября. Преподобномученик Зосима, пустынник
Евангелие 2 октября. Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо
Читаем Апостол. 2 октября 2023
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!