Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Святитель Николай (Велимирович) является одним из известнейших епископов, проповедников и мыслителей Сербской Православной Церкви. Прославленный в 2003 году в лике святых, он стал хорошо известен русском читателю. Произведения сербского Златоуста все больше переводятся на русский язык и пользуются заслуженной любовью. Прожив долгую жизнь, полную испытаний и скорбей, но вместе с тем и радостей в Боге, святитель Николай оставил после себя богатейшее духовное и литературное наследие. Оно насчитывает 15 объемистых томов, содержащих самые разнообразные по жанру произведения, среди которых - жемчужины мировой православной книжности. И одно из них – это «Война и Библия».
2. Это сочинение было написано святителем в 1932 году, между двумя Мировыми войнами, и посвящено оно отношению христианства к войне. Почему государства воюют между собой? В чем главная причина любой войны? Эти и другие вопросы еще в прошлом веке волновали святителя Николая — бывшего военного священника, а впоследствии — епископа Охридского и Жичского. Когда разразилась первая мировая война, иеромонах Николай находился на боевых позициях: исповедовал и причащал сербских солдат, укреплял их проповедью. Всё свое жалование он перечислял на нужды раненых (до самого конца войны). Спустя годы, находясь уже в сане епископа, владыка решил проанализировать причины вооруженных конфликтов. Свои исследования и прогнозы он обосновал с точки зрения Слова Божьего.
3. Рассказ в книге идет от некоего балканца, который находился в числе тех людей, что прибыли на конференцию, а после собрались на палубе парохода, совершающего рейсы между Нью-Йорком и Бостоном. Глядя на возвышающиеся над городом небоскребы, которые местные жители называли «наши вавилонские башни», и на самолеты, летающие над этими башнями, путники затеяли спор о войне. К ней, по мнению собеседников, готовились и «коммунистическая Россия», и «английская и японская монархии»; и «американская и французская республики». В ходе спора один из присутствующих, по имени генерал Кларк, заметил, что «война как-то связана с глубоким и незримым корнем нашей жизни на земле, а потому, вероятно, лишь религия могла бы сказать об какое-то веское слово».
4. Затем генерал спросил у балканца: «существует ли где-то в мировой литературе какое-либо другое и лучшее истолкование мистерии войны, чем то, которое дал, скажем, Макиавелли?» На этот вопрос балканец ответил так: «Да ведь есть библейское объяснение, всецело противоположное мнению Макиавелли». И тогда генерал попросил балканца, изложить учение о войне, какое ему известно и какое представляется ему единственно верным и истинным. Эта беседа, которая велась во время прогулки по Бостонскому заливу в августе 1927 года, и записана на страницах этой книги. О том, как проходили приготовления к войне, автор описывает в разделе «Вооружение», где указывает на факты, свидетельствующие о том, что мир находится перед новой войной.
5. Перечисляя эти факты, от лица мудрого балканца он отмечает, что «даже сама красноречивая пропаганда мира многим служит к осуществлению военных целей. Таким образом, - говорит автор, - в наши дни еще раз сбывается слово пророка: Говорят: «мир, мир!», а мира нет (Иер. 8, 11). О мире ныне твердят так много не потому, что он налицо, а потому, что он в опасности. Ведь и о честности не бросают лишних слов и о здоровье не сетуют, пока то и другое есть и множится. Неужто Вы как военный, - обращается балканец к генералу, - не замечаете, что многие речи о мире служат лишь прикрытием стратегии милитаризма? Говорят: «мир, мир!», а мира нет!» И действительно, - заключает он далее, - не было у нас мира после окончания Мировой войны».
6. Затем автор говорит о причинах будущей войны, и главной из них он называет «отпадение людей от Бога и Божиего Закона». Приведем три вывода святителя: во-первых, причины будущей войны заключаются в отступничестве от Бога и идолопоклонстве христианских народов и их вождей; во-вторых, причины эти тождественны причинам войн, от которых страдал и погиб Израиль, бывший некогда солью и светом мира. И, в-третьих, эти причины должны быть быстро уничтожены покаянием и возвращением к Богу. А еще автор пишет: «От качества нашего мира зависит, будет или не будет война. Если в мирное время наша жизнь будет угодна Богу, то, конечно, войны не будет. О, если бы это было так! Но мир без Бога есть колыбель войны. В мире плодятся и растут бациллы войны, а когда они размножатся и вырастут, то война неизбежна. Хотят ее или нет — она неминуема…»
7. Эти выводы были сделаны святителем на основании изучения Библии, потому как нет ни одной книги на свете, где было бы описано столько войн с объяснением их причин. В Библии собраны и проанализированы результаты огромного человеческого опыта. Печального опыта непрестанного отпадения от Бога. В качестве аргументов автор приводит яркие эпизоды из Библии. Так, например, все, кто хоть немного знаком с историей Ветхого Завета, знает, что история рода человеческого на земле была начата братоубийством из зависти, злобы и лжи. Эти страсти, по словам сербского святого, являются поджигателями Мировых войн.
8. «Первая человеческая кровь, - пишет автор, - злодейски пролитая на земле, была кровью брата. Это показательно в применении ко всем преступлениям одного человека над другим вплоть до конца истории. И последняя человеческая кровь, которая прольется на земле, - по словам святителя, - вновь будет кровью брата». Так, исследуя Писание, святитель Николай Сербский отвечает на многие важные вопросы, и в частности говорит о том, что исход каждой войны решает Бог и что все древние и современные войны можно понять и объяснить лишь в свете Библии.
***
Святитель Николай Сербский, которого прп. Иустин (Попович) назвал «величайшим сыном сербского народа после святого Саввы Сербского» - это яркая и масштабная личность в новейшей истории Балкан. 19 мая 2003 года на Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви он был прославлен в лике святых. Определением Собора память святителя совершается 18 марта (в день упокоения) и 3 мая (в день перенесения мощей). Современники называли проповеди епископа Николая «небоотверзающими» и говорили, что «со времен святого Саввы сербская земля не знала пастыря такой интеллектуальной и нравственной силы». Все духовные произведения святителя наполнены проповедью Слова Божия. Примером тому служит и эта книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!