Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. «Воспоминания Николая Рождественского (архиепископа Никона) о своем детстве и училищных годах» - так называется книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла при содействии двух издательств: Перервинской духовной семинарии и Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь. Составитель книги и автор вступительной статьи епископ Можайский Леонид (Толмачев). Настоящий сборник воспоминаний юного Николая Рождественского (будущего архиепископа Никона) о начальных пятнадцати годах его жизни представляет собой мемуары, записанные им в первые четыре года, проведенные в Московской духовной семинарии (1868-1872). Семинарские записки владыки не только отражают реалии того времени, но и приоткрывают внутренний мир боголюбивой, покорной воле Божией души - сначала ребенка, а потом ученика духовных училищ.
2. Первые записи в «Памятных записках» появились в конце августа 1866 года: Николай помещал здесь копии писем к родителям и отмечал отдельные свои впечатления. С переходом в Московскую семинарию «Памятные записки» преобразились в полноценный рукописный журнал, выпускаемый автором раз в неделю (50 номеров в учебный год). В них юный семинарист продолжал делиться своими впечатлениями от различных встреч, паломничеств и событий, писал статьи по разным волнующим его и общество вопросам, а также записывал некоторые семейные предания и свои воспоминания. Причину написания мемуаров юноша формулировал так: «Главную цель издания я определил тогда в том, чтобы впоследствии, если Богу угодно будет продлить мою жизнь, иметь возможность взглянуть на свое прошедшее».
3. Другими словами, Николай Рождественский хотел запечатлеть свою биографию от момента рождения, чтобы впоследствии воскрешать в памяти забытое время детства и юности, получая назидание и утешение в тяжелые минуты. Эта цель была практически достигнута. Не напрасность труда ведения воспоминаний стала особенно очевидна, когда владыка Никон, будучи архимандритом, в 1904 году получил указ о выборе его епископом. Переживая неожиданное известие и не находя утешения, он вспомнил случай из детства, когда некий старец, приласкав его, сказал: «Это наш будущий батюшка-архиерей». В своем слове при наречении во епископа будущий владыка так писал об этом: «Я поспешил отыскать запыленный том своих семинарских памятных записок, отыскал и перечитал запись этого случая. И миром повеяло на меня от этого воспоминания, и вспомнил я слова Премудрого: "От Господа исправляются стопы человеку..." И изрек я себе: "Буди Его святая воля"».
4. Воспоминания, опубликованные в «Памятных записках» семинарского периода, раскрывают подробности детства и юности владыки Никона. Причем в них он описывает даже и то, что случилось до его рождения: «Пред самым моим рождением, как рассказывала мне маменька, она видела во сне образ Николая Чудотворца, во весь рост в блистающем окладе. В то время, как она (во сне) молилась пред этою иконою и недоумевала, какой это изображен святитель? Вдруг услышала голос, отвечавший на ее мысли: "Разве ты не видишь, что это - Николай Чудотворец?" Проснулась маменька, дала обет, если родится у нее сын, то назовет его Николаем. Так и случилось, и этот Николай - я. Я недостойный сего великого имени святителева, удостоился быть под его покровом». Покровительство святителя Николая ощущалось им и в Перервинском училище, и в Московской семинарии - храмы учебных заведений были посвящены этому святому.
5. Самые ранние детские впечатления Николая относятся к праздникам Рождества Христова и Крещения Господня, великопостному периоду и Пасхе, освящению храма в селе Чашниково и Троице, когда он еще ребенком осмыслял сам и церковные исторические события, и русские обычаи, связанные с ними. Юноша описывал свое знакомство с грамотой, чтение первых книг и присутствие первый раз на исповеди. Более подробно, чем в семинарском сочинении, Николай рассказывает о тяжелейшей болезни, случившейся в его 6-8 лет, в результате которой он потерял зрение на один глаз. Живо и занимательно повествует Николай и о том, как его отец обучал чтению и письму крестьянских мальчиков, которых собиралось до 15 человек.
6. Воспоминания проясняют период, когда Николай дома обучался у приходского священника, затем поступил в Заиконоспасское училище. Вторая часть мемуаров, «Из прошлого», начинается переходом Николая в 3-й класс училища. До описания самой училищной жизни юноша отступает от хронологии и рассказывает об участии в домашних работах (заготовке дров, сборе грибов, уборке картофеля), вспоминает свадьбу сестры, манифест об освобождении крестьян в 1861 году, проживание в их доме мастеровых, которые производили ремонт храма. Именно последнее обстоятельство дало возможность отцу скопить некоторые средства, полученные от мастеровых за ночлег в доме, и поместить сына в духовное училище.
7. Важная перемена в жизни Николая произошла, когда он начал учиться в Заиконоспасском училище в 1864 году. Этому периоду посвящается часть воспоминаний в училище: знакомство с учениками и училищными обычаями, путешествие домой на праздники, определение в число первых учеников, прогулки по кремлевским святыням, экзамены перед Рождеством Христовым, перевод на полуказенное содержание в училище с проживанием в доме помещика A.M. Карепина. После болезни, случившейся в праздник Рождества Христова и задержавшей Николая почти до масленицы, ему был предложен переход на полное казенное содержание в Перервинское училище. С особой покорностью воле Божией он описывает свой переезд в Перерву: «Погода была ненастная, как раз подходившая к моему настроению. Мне было грустно, по понятной причине. Мне предстояла новая жизнь, которая будет ли лучше, - это еще вопрос, а очень может быть и хуже. Но я вполне покорялся судьбе Провидения. «Что бы ни произошло», - думал я, - «конечно, Бог ведет к лучшему».
***
Издаваемые мемуары, по словам епископа Можайского Леонида, являются исключительно ценным источником для биографии архиепископа Никона и существенно пополняют сведения по истории Троицкого храма в селе Чашниково, Заиконоспасского и Перервинского духовных училищ. Чтение и изучение записок приснопамятного владыки может помочь молодым людям - как тем, кто избрал духовную стезю, так и избравшим светский образ жизни – более осмысленно и внимательно строить свои отношения с Богом искать в обстоятельствах волю Божию для ее исполнения. Вот почему так важна публикация воспоминаний юного семинариста Николая Рождественского - впоследствии знаменитого иерарха Русской Православной Церкви архиепископа Никона.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!