Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Автор этой книги - Татьяна Владимировна Воробьева – практикующий психолог и педагог с огромным стажем и опытом психологического консультирования, сотрудница Дома ребенка, специалист в областях возрастной и педагогической психологии. Будучи православным человеком, Татьяна Владимировна в своей работе уделяет особое внимание развитию души ребенка, его внутреннего мира. Тема семьи и роли родителей в формировании здоровой атмосферы вокруг растущего маленького человека с особой силой звучит в ее выступлениях. Православный психолог считает, что, воспитывая ребенка, родители должны начинать с себя.
2. В первой части этой книги говорится о воспитании мальчиков. Каким должен быть мальчишка? Какими качествами должен обладать мальчик? По словам автора, он должен быть: ответственным, заботливым, добрым. Какие еще качества требуются мальчишке? Мужественность и героизм. «Доброта, - отмечает Татьяна Владимировна, – это внимание, чуткость, жертвенность. Без этих качеств доброта превращается в лицемерие, угодничество, лицеприятие. А дух героизма позволяет нам иметь ближайшую зону развития, планку – делать во имя Отечества, во имя семьи.
3. Это «во имя», - говорит автор, – удивительное качество! Сделать то, что не могу и не хочу, – во имя. Не надо ждать поля боя – ты каждый день на поле боя. Каждый день: сесть за уроки или нет? Слукавить или сказать правду? Каждый день мы стоим перед дилеммой, перед выбором, перед возможностью совершить подвиг-поступок». Но, что еще отмечает психолог, все эти качества, какими должен обладать мальчик, - и долг, и ответственность, и геройство, и доброта – все должно быть заложено в главенстве! Это первый постулат, первый закон, который мы должны донести нашим мальчикам, что они пришли в эту жизнь главенствовать – отвечать за семью, за родителей, служить Отечеству.
4. Что еще отмечает автор в воспитании мальчиков, это то, что всем им свойственно желание целомудрия. Зная такие особенности мальчиков, надо использовать это как метод и прием. Говоря в целом о воспитании, Татьяна Владимировна утверждает, что когда мы сталкиваемся с эгоизмом, эгоцентризмом в поступках наших детей – это тоже результат перекосов в воспитании, когда нам то некогда, то незачем общаться с ними. В результате и дети не видят, не слышат родителей. И здесь автор советует родителям: «Всякий раз, когда ребенок обращается к вам, отложите все дела, повернитесь к нему лицом, действительно постарайтесь услышать его вопрос. Не делайте это ни на ходу, ни на бегу. Ваша искренность, готовность поговорить, распахнутость для ребенка – та самая необходимая ему защищенность, когда он знает, что родители слышат, видят и понимают его!» «Задача родителей – слушать, истинно слушать!» – говорит автор.
5. Еще один момент, на котором останавливается Татьяна Воробьева, это сетование на то, что нам не хватает сил. «Святые отцы, - пишет автор, в назидании о воспитании детей часто повторяют: «Нельзя говорить: “У меня нет сил” – это плевок в Творца! Выше сил он ничего вам не дает. Все дает вам по силам». И непременно нужно детям повторять, что мы их любим. Сколько бы ни было лет ребенку, ему важно знать, что он любим! Как всем в любом возрасте важно слышать из уст своих родителей, что они любимы! Можно ли при этом показывать детям свою слабость? Можно ли корректировать поведение отца, если он не прав? Как решать с ребенком бытовые вопросы? Об этом автор также говорит в первой части книги.
6. А во второй рассказывает о том, как нельзя наказывать детей и чем наказание отличается от истязания. Как отмечает Татьяна Владимировна, дети взрослеют, и вместе с ними взрослеют проблемы их поведения. Народная мудрость гласит: «Маленькие детки – маленькие бедки. Большие детки – большие бедки». Как же уйти от этих бед? Как из бед маленьких не вырастить беды непоправимые? Полностью уйти от проблем и скорбей, наверное, не получится. Но профилактика поведенческих ошибок, а как следствие, и последующих проблем – возможна, в том числе через наказание. Наказание – урок, который дети должны усвоить вовремя, урок, помогающий не попасть в жизненные ямы, не оказаться затянутым в трясину. Наказание – учитель, помогающий ребенку осознать и осмыслить ошибки своего поведения. Без наказания невозможно становление того разума, который вовремя поможет различить зло и добро, свет и тьму. Наказание – это наказ, наставление, объяснение, вразумление». А каким должно быть это вразумление, и говорит автор далее на страницах книги.
7. В третьей части Татьяна Воробьева останавливается на проблеме почитания родителей, и как отмечает она, корень наших бед, когда мы видим непочтение со стороны детей, снова находится в нас. «Следите за тем, что сеете», - говорит автор. – Есть базовый принцип: что мы посеем, то и пожнем. Наше отношение к родителям, наше осуждение вернется к нам самим через наших детей. Об этом должны помнить папа и мама. А еще они должны знать, что от их воспитания зависит будущая счастливая или несчастная семейная жизнь их детей. Ведь зачастую, когда рождается ребенок, родители относятся к нему как к своей собственности и воспитывают его для себя. А в результате повзрослевший ребенок оказывается неспособным построить собственную семью. И эта ошибка является первой из десяти других на пути к браку. Об этих ошибках пишет автор в четвертой части книги.
8. Как специалист в вопросах православной педагогики и возрастной психологии, Татьяна Воробьева стала широко известна именно благодаря публичным выступлениям и участию в дискуссионных проектах, где проявила себя не только как великолепный профессионал-практик, но и как сторонник нравственно ориентированной христианской психологии. В свое время она являлась постоянной участницей популярной духовно-просветительской программы о детской и возрастной психологии «Диалог под часами», которую вел протоиерей Дмитрий Смирнов. Беседы с отцом Димитрием составили большую часть этой книги.
***
По словам Татьяны Владимировны, знания педагога-психолога, его формирование, базовое образование, прежде всего, зиждутся на потребности знать сущность ребенка. А чтобы ее знать, нужно много-много быть с детьми, принимать их и быть благодарным, потому что дети по сущности своей святы. Но самое главное, - отмечает автор, - не может быть психолога без веры, потому что психология - это наука о душе. И если не знаешь этой науки, если находишься вне лона православной церкви, то очень трудно быть психологом. Ребенка надо видеть, слышать, понимать и чувствовать, для этого нужны опыт, и профессиональные знания, и вера, большая вера в Бога, потому что душа принадлежит Господу. Это всё автор познала в процессе своей многолетней работы с детьми и своим опытом она делится с читателем со страниц этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!