У книжной полки. Вглядываясь в вечное. Иеромонах Симон (Безкровный)

14 мая 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Христос, призывая нас вглядеться в себя, тем самым побуждает нас вглядеться в вечное, вглядеться в говорящее безмолвие Святого Духа. Для этого всякой душе необходимо полностью оторваться от неясной дымки умственных мечтаний и мысленных обольщений, чтобы утвердиться в первозданной простоте человеческого сердца, жаждущего обрести ясное познание Бога и совершенное освящение в Божественной благодати. О том, как этого можно достичь, размышляет иеромонах Симон (Безкровный) в своей новой книге, которая вышла в свет при содействии Усекновенской пустыни "Катафиги" Великой Лавры прп. Афанасия Афонского и московского издательства «Синтагма». Книга называется - «Вглядываясь в вечное».

***

1. Иеромонах Симон Бескровный, более известный всем, как монах Симеон Афонский, начал свой иноческий путь в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре под окормлением старца – архимандрита Кирилла (Павлова). Долгое время подвизался на Кавказе, в Абхазии. Писал всю жизнь, но издавать книги стал лишь сравнительно недавно, в 2008 году. В настоящее время подвизается в одном из скитов Русского на Афоне Монастыря вмч. Пантелеимона. Его книги посвящены глубокому опыту исихазма, молитвенной практике, борьбе с помыслами, внутренней духовной брани.  Они не оставляют равнодушными тех, кто ставит перед собой «вечные» вопросы о душе и Боге, ищет ответы на духовные проблемы современной жизни. И эта книга не исключение.

2. Здесь автор размышляет о том, как ум, который рождает пустые домыслы и ложные помышления, может увести от Бога, но ум спокойный и кроткий - прямой путь к молитве. Благодатное ощущение свежести и ясности ума, по словам автора, это итог внимательной молитвы. Вход в Царство Небесное - как угольное ушко, а ум с его помыслами - словно тяжело нагруженный верблюд. Ум, цепляющиеся за мертвые вещи, мертв. Но ум прилепившийся к Богу - вечно юн, свеж и бодр благодатью Духа Святого. О если бы, говорит автор, этим начало жить наше сердце. Как говорит отец Симон, нет не единого человека, который бы не заблуждался, поэтому надо прильнуть ко Христу всем сердцем, чтоб уразуметь пути Господни.

3. Плодом благословенного устремления человека к Богу, по словам автора, - является глубокая безмятежность ума и сердца в молитвенном единении с Господом. Здесь достигается свобода от смятения неуспокоенной и неугомонной души, оставившей помыслы и нашедшей свою опору и вечное прибежище в безмертном дыхании блаженного Царства Истины Христовой. Таким образом, спасение Божие, рождающееся в преображенной душе, вошедшей в безмолвие вечности,- такое же чудо, как листья, распустившиеся на дорожном монашеском посохе, политом слезами ревностного и самоотверженнго послушания. Его может спасти только милость и мудрость Божественной благодати. Пока ум не покорен, он прыгает в пустой голове, словно голодный зверь в железной клетке.

4. Когда же ум обуздан духовной практикой и усмирен, он кротко произносит молитву, которая наполняет сердце и душу благодатью. Никто и никогда не найдет Христа вне собственного сердца, как никто и никогда не обретет Святого Духа вне собственной души. Насколько стремишься к спасению, столько благодати и обретаешь. Недаром отцы говорят, что без благодати над землей подскакивать можно, а летать нельзя. Пока ум остается неугомонным, тело следует за ним и впадает то в пороки, то в болезни, являющиеся следствием пороков. Когда, благодаря посту и покаянным молитвам, он становится смиренным и послушным, тело также подчиняется и делается пригодным к духовной практике.

5. Как отмечает автор, одни люди, как только узнают о молитве, сразу начинают практиковать ее. Они со временем постигают Христа в своей душе как великую Любовь, привлекают Его милосердие и стяжают спасение. Другие люди, услышав о молитве, откладывают занятие ею на потом, соблазняясь суетой мира сего. Однако в минуты опасности, болезни и близкой смерти они вспоминают о молитве, всем сердцем и умом цепляются за нее и получают великую помощь и поддержку. Остальные проходят мимо духовных наставлений, пренебрегая ими, и участь таковых людей достойна глубокого сожаления. Плененные многообразными предубеждениями, многие боятся взяться за молитвенную практику, как черепахе полет птиц кажется опасной болезнью, тогда как другие оправдывают свою лень чрезмерной занятостью мирскими делами и гибнут в них, как снующие мальки в море не замечают надвигающийся шторм.

6. Тем не менее суровые мытарства этой жизни разбивают в пыль все подобные земные устремления. Пройдя через многие скорби и страдания, такие люди убеждаются в том, что все эти скорби предназначены для того, чтобы каждая душа раскрыла в себе изначально неразрывную связь с Богом. Когда человек овладевает молитвой, то удивляется тому, как же слеп он был ранее! Его сердце, прежде словно покрытое пеленой, теперь скучает без молитвы и не может ни на миг разлучиться со Христом. Таков непреложный духовный опыт. Исполненный решимости подвижник всецело соединяется с Господом и, даже находясь в миру, живет духом вне мира, вкушая благодать Царства Небесного.

7. Остерегаясь малейшего греха, он проходит всю лестницу добродетелей ступень за ступенью. Для этого он навсегда умом и сердцем отвергает все соблазны мира, прекрасно понимая, что, какие бы «удовольствия» они ни обещали, все это тщета и прах! Где найти себя и свое спасение, если не в самом себе и в живущем в нас Христе? Свобода ума в помышлениях - это гибель, свобода духа во Христе - это спасение. Времена распущенности и потери нравственности открыли всем нам мертвые и уродливые лики жуткого театра теней, называемого жизнью. Специально, дабы одурачить простых и наивных людей, внушается, что дозволено все, что естественно.

8. Но в духовной области, отмечает автор, поскольку все мы имеем дух, все определяют святость и чистота, поскольку Бог свят и чист. Мир сам по себе не самостоятелен, он слеп и безпомощен, потому что он - ничто, ибо создан Творцом из ничего. Ум человеческий, покинув Бога, сам становится ничем, поскольку утрачивает способность постигать Истину. Поэтому человеку нужен не ум, а мудрость благодати, не мир, а Христос, не наслаждение, а спасение в Пресвятой Троице. Сердце, постигшее это, постигает и суть Божественной Любви. Об этом и рассказывает данная книга.

***

Произведения иеромонаха Симона (Безкровного) призваны пробудить в человеке его духовную сторону, вернуть ее к жизни. Его размышления принесут большую пользу всем тем, кто стремится к совершенству, очищению сердца от страстей, стяжанию Духа Святого. Но, как отмечает автор, для того чтобы воспринять всю полноту духовной жизни, требуется не только читать, но и действовать, жить в соответствии с Евангельской проповедью. Поэтому его книги обращены к тем, кто старается не просто узнать и понять, но на деле исполнить вечные заповеди Христовы.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать