***
1. Как отмечают издатели в предисловии книги, уже более 130 лет минуло со дня праведного упокоения оптинского старца Амвросия (Гренкова), а благоговейная память о преподобном и искренняя вера в него как в небесного заступника и молитвенника в православном народе крепнут все больше. Чем же так привлекал и привлекает к себе сердца верующих этот удивительный подвижник? Вот как в своей книге отвечает на этот вопрос иеросхимонах Сергий (Четвериков): «На старце Амвросии, очевидно для всех, почивала великая сила благодати Божией, наполнявшая сердце его неисчерпаемою радостью и любовью, а ум - премудростью и прозорливостью.
2. Она делала его в истинном смысле христианским мудрецом, умевшим разъяснить самые запутанные и мучительные загадки жизни; выводить из самых затруднительных и, по-видимому, безысходных нравственных и материальных запутанных обстоятельств. В продолжение более тридцати лет он был заботливою, любящую матерью страждущего человечества: к нему ежедневно приходили десятки и сотни людей самого разнообразного звания и состояния, каждый со своим недоумением, со своею просьбою, со своею скорбью, и никто не был им отринут, никто не уходил от него необласканным, неутешенным, неуспокоенным. В его маленькой келлии и вокруг нее толпились монахини, монахи, крестьяне, купцы, помещики, священники, студенты университета и духовных академий, гимназисты, гимназистки, курсистки, врачи, писатели, сановники...
3. Его беседы искали епископы, великие князья! И каждому у него находилось соответствующее «слово на пользу»! Со всеми он был одинаково обходителен, прост, вразумителен! И все чувствовали себя перед ним как дети пред опытным, добрым, мудрым отцом! Все свои отношения к людям он устанавливал исключительно на интересах совести приходивших к нему; ему было дорого прежде всего вечное спасение той души, которая вверяла себя его попечению! Оттого-то все его отношения к людям были так святы, просты, бескорыстны и значительны! Оттого-то так и льнули к нему души, так и стремились открыться пред ним до самого дна! А если кто и не умел этого сделать, то сам старец помогал ему, ибо он имел удивительный дар проникать во внутренний мир людей, читать в сердцах их как в раскрытой книге и разъяснять им то, чего они сами в себе не понимали и даже не замечали!
4. Разносторонность и богатство духа старца Амвросия были необычайны. Он совмещал в себе и живую веру, и деятельную жизнь, и строгость, и ласку, и серьезность, и шутливость, и собранность духа, и разговорчивость, и уединенность, и общительность, и величие духа, и простоту, и обширные теоретические познания, и житейскую опытность, и всецелую жизнь в Боге, и хозяйственную практичность! Старец Амвросий был мудрец - но его мудрость не была простым многознанием или богословскою начитанностью: это была громадная опытность ума и сердца в глубочайших переживаниях христианских чувствований и умение пользоваться этою опытностью применительно к данным людям и к данным обстоятельствам.
5. В своих советах он обыкновенно не бывал многословен, но он умел одним метким словом, шуткою, одним движением, поговоркою попадать в самое больное место вопрошавшего, ободрять его, утешать и указывать ему жизненный выход. По словам отца Сергия, велика была жизненная мудрость отца Амвросия, в нем было много отзывчивой теплоты чувства, и он умел понять каждого человека и подойти к его душевным ранам. Поэтому не только простой народ, искони льнущий к монастырям и старцам, но и сама наша интеллигенция, столь нередко слабая в вере, измученная сомнениями, малодушная, ропщущая, самолюбивая, нетерпеливая, а иногда и враждебная к Церкви и всему церковному, заметила его, оценила его и потянулась к нему, чтобы отогреться у его нежного, любящего сердца и поучиться у него мудрости христианской! И отогревалась, и научалась!»
6. Иеромонах Амвросий преставился 23 сентября 1891 года. А 6 июня 1988 года на Поместном соборе Русской Церкви он был прославлен в лике святых как преподобный. Ныне его мощи почивают во Введенском соборе Оптиной пустыни, привлекая паломников со всех сторон света. В этом издании собраны выдержки из книг о преподобном Амвросии, написанных в разное время. Первый из авторов - оптинский насельник схиархимандрит Агапит (Беловидов). Его иноческий путь начался в Оптиной пустыни, а впоследствии он сам стал одним из столпов оптинского благочестия. Труд по составлению жизнеописания преподобного Амвросия велся отцом Агапитом по соборному благословению Оптинских старцев и задумывался как наиболее полный материал для грядущей канонизации святого, в которой не сомневалась его многотысячная паства. В этом издании собраны наставления старца Амвросия, взятые из книги отца Агапита.
7. Второй автор, фрагмент труда которого под названием «Оптина Пустынь и ее время», вошел в эту книгу – это церковный историк Иван Михайлович Концевич. Его труд, посвященный Оптиной Пустыни, считается одним из лучших. В ней передан высокий дух Оптиной Пустыни и ее старцев, их благотворное влияние на русское общество, русскую мысль и русскую литературу 19 века. Очень важно и то, что автор книги - талантливый и благочестивый человек, который застал еще старую Оптину, всю жизнь питался от ее животворных корней и сумел донести свой опыт общения с ее святыми старцами до нас. А одна из глав книги «Оптина Пустынь и ее время» посвящена именно старцу Амвросию. Познакомиться с ней смогут читатели этой книги. Для удобства чтения текст разделен издателями на подзаголовки.
***
Еще одним из авторов, чье произведение под названием «Детская вера и оптинский старец Амвросий» вошло в эту книгу, является духовный писатель Евгений Поселянин. Его творчество началось по благословению преподобного Амвросия, продолжалось более четверти века и после долгих лет запрета возвращается к своему читателю. В этом издании представлен очерк Поселянина, услышанный им от человека, знавшего старца Амвросия. Этот очерк раскрывает значение старцев в жизни верующих. А завершает издание еще одна глава из книги Ивана Концевича, посвященная старчеству. По словам издателей, авторов этой книги объединяла любовь к великому подвижнику и благоговение перед его памятью. Верим, что прочитавшие эту книгу лучше узнают батюшку Амвросия и также полюбят благодатного старца.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!