У книжной полки. Великий покаянный канон святого Андрея Критского

17 апреля 2024 г.

Во время Великого поста мы, пусть не на много, но всё же отвлекаемся от повседневной жизни с ее постоянной суетой и рассеянностью, углубляемся вниманием в наши души и, осознав наши грехи, горько оплакиваем их, просим прощения пред Богом и обещаем исправиться. Конечно, всё это мы совершаем и вне Великого поста, однако Святая Четыредесятница - это особенное время, когда всё Богослужение, все песнопения и молитвы, - настраивают душу на покаянный лад. Так в первые четыре великопостных дня мы спешили в храм, чтоб услышать Великий канон преподобного Андрея Критского, который призывает нас к спасительному покаянию. И вот уже идет пятая седмица, когда мы вновь обращаемся к этому произведению. Сегодня на нашей книжной полке сам канон и его объяснение.

***

1. Книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, вышла в свет в издательстве Скрижаль и называется «Великий покаянный канон святого Андрея Критского с переводом и пояснениями». Издание содержит текст Великого покаянного канона, читаемого целиком на пятой седмице Великого поста, сведения о библейских персонажах, упоминаемых в тексте произведения, переводы ирмосов и тропарей канона на русский язык, а также комментарии, в которых раскрывается значение малопонятных церковнославянских слов и словосочетаний и приводятся катехизические, вероучительные пояснения. В начале книги помещены краткие очерки о «блаженном плаче», о Великом каноне и его составителе.

2. Как отмечает составитель этого издания, Михаил Давидович Молотников, создавая первых людей, Господь вложил в их души множество чувств, преобладающими из которых были радость и блаженство. После спровоцированного диаволом грехопадения люди стали испытывать новые чувства: зависть, неприязнь, ненависть и т.д. Потомки Адама, бездумно нарушая заповеди Божии, всё глубже и глубже погружались в пучину зла, которое сделалось как бы второй природой человека. В результате привычными для людей стали различные скорби, ощущения бессмысленности бытия, тяжести, холода и мрака в душе. Причина такого положения заключалась в том, что человек своими грехами отдалил себя от Бога и утратил Божественную благодать, которая согревает душу, дарует ей духовный свет, радость бытия, любовь к Творцу и всему Его творению.

3. И всё же каждая душа осознанно или неосознанно стремится обрести это благодатное состояние. Стремится, ищет... и, кажется, порой находит, но оно непонятным образом исчезает. Почему? Как говорит автор-составитель, ищет не там. Благодатное состояние душе сообщает только благодать Духа Святого, а Он вселяется только в тех, кто поверил Христу и Его Евангелию, кто стремится исполнять Его драгоценные и животворные заповеди. Путь к этому благодатному, радостному состоянию начинается с того, что, казалось бы, противоположно радости, - со слёз. Христос начал Свою проповедь в Иудее словами: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17).

4. А вот начало Его Нагорной проповеди: Блаженны нищие духом, ...блаженны плачущие (Мф. 5, 3-4), то есть в высшей степени счастливы те, кто осознаёт свою глубокую греховную поврежденность и бессилие без помощи Божией победить зло в своей душе, кто глубоко скорбит и сокрушается о своей греховности. Кто первым вошел в рай? Разбойник, распятый справа от Спасителя. За что? За свое смирение, веру во Христа как Бога и Небесного Царя, раскаяние в соделанном зле и сокрушение о своей греховности. Автор-составитель предлагает обратить мысленный взор на себя: есть ли у нас эти спасительные смирение и сокрушение о грехах? Когда нас изредка обличает совесть, или когда мы изредка оцениваем себя по евангельским заповедям, мы осознаём свою греховность и ощущаем свою духовную искаженность.

5. Большую же часть времени мы своих грехов не видим и считаем себя хорошими или, по крайней мере, неплохими людьми. Конечно, грешим иногда, а кто без греха? Мы - люди воцерковленные: в храм ходим, молитвенное правило читаем, исповедуемся, причащаемся, делаем добрые дела. Мы же объективно лучше большинства окружающих нас людей - неверующих, блудников, хапуг, обманщиков! Ну, разве не достойны мы Царства Небесного? Истинное же положение дел прямо противоположно такому нашему самоощущению - души наши тяжко больны. Мы грешим ежеминутно - если не делами, то словами; если не словами, то желаниями; если не желаниями, то мыслями; вольно и невольно, осознанно и неосознанно.

6. Если бы мы видели действительное состояние своей души, мы оплакивали бы ее постоянно. Вот почему Церковь, как мудрая и заботливая мать, советует нам как можно чаще читать 50-й псалом царя Давида, покаянный канон ко Господу Иисусу Христу и другие покаянные молитвы. Покаянный плач, скорбь о грехопадениях и греховной искаженности души человека пронизывают практически всё богослужение Церкви (особенно великопостное), все ее молитвы. В одних молитвах и церковных песнопениях эта скорбь звучит тихо, в других —пронзительно, душераздирающе. Особое место в ряду наших «помощников» в покаянии занимает Великий покаянный канон святого Андрея Критского. «Велик» он и по своему объему (в нем 250 тропарей, в других канонах их около 30-ти), а главное - по сильнейшему влиянию на души людей, «по высоте мыслей, по глубине чувств и силе выражений».

7. Но чтобы это влияние на нас было наиболее плодотворным, нужно преодолеть несколько трудностей. Первая трудность состоит в непривычном для нас порядке слов в тропарях канона. Вторая - в том, что многие слова церковнославянского языка, на который Великий канон переведён более девяти веков назад, современному человеку либо совершенно непонятны, либо их смысл отличается от того, который мы вкладываем в них сегодня. Третья трудность связана с тем, что многие христиане весьма поверхностно знакомы со Священным Писанием Ветхого Завета, в первую очередь с книгами Бытие, Исход и Царств. Поэтому далеко не каждый даже воцерковлённый человек знает или помнит имена ветхозаветных праведников или грешников, о которых говорится в каноне.

8. Наконец, четвертая трудность, пожалуй, самая серьезная: многие современные христиане не знакомы с церковной традицией толкования Священного Писания, с книгами святых отцов по аскетике, что необходимо для ясного понимания того, о чем говорится в каноне. Помочь читателю преодолеть указанные трудности - главная задача этой книги.

***

По словам Михаила Давидовича Молотникова, Господь дал святому Андрею Критскому драгоценный дар: кратко и очень ярко выражать глубочайшие духовные истины, изображать больное, падшее состояние человеческой души и указывать путь ее исцеления и спасения. И всё написанное в Великом покаянном каноне относится к каждому из нас. А это издание, предназначено, прежде всего, для тех, кто делает первые шаги в понимании церковных молитв, основ христианского вероучения и духовной жизни. Полезной книга будет и для тех, кто уже многие годы слушал или читал Великий канон, но неправильно понимает смысл некоторых встречающихся в нем слов и выражений. А еще автор-составитель напоминает, что читать покаянный канон Андрея Критского можно не только во время Великого поста. Этим мы принесем своей душе великую пользу...

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X