Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
Первый том включает в себя жизнеописание и юношеские дневники Великого Князя Сергея Александровича, отрывки из воспоминаний его воспитателя – Дмитрия Сергеевича Арсеньева, ставшие сегодня библиографической редкостью. Написанные в конце 1890-х годов, они были опубликованы в «Русском Архиве» за 1910 год. В это издание вошли фрагменты воспоминаний, посвященные истории назначения Дмитрия Сергеевича воспитателем Великого Князя и раннему периоду становления их взаимоотношений, вылившихся в необычайно крепкую привязанность и любовь, не утраченных с годами.
Со страниц книги перед нами встает незаурядный образ воспитателя - прекрасно образованного морского офицера, участника нескольких сражений. К этому следует добавить горячее сердце русского патриота, добропорядочность и истинное внутреннее христианство, составляющее существо его натуры. По словам издателей, воспоминания Арсеньева написаны обстоятельно, вдумчиво, с большой долей откровенности и теплым сочувственным отношением. Они характеризуют не только самого автора как человека, глубоко преданного своему воспитаннику и его царственным родителям, но и знакомят с обстановкой и людьми, окружавшими маленького Сергея Александровича в первые годы жизни.
Представляются особенно важными сегодня высказанные Дмитрием Сергеевичем взгляды на цель и задачи воспитания как «священной обязанности», призванной зажечь в душе ребенка «живое чувство веры и любви к Богу и ближнему». Воспоминания Арсеньева и составленное им жизнеописание Сергея Александровича легли в основу первой части данной книги. Во второй части – представлены юношеские дневники Великого Князя. Как отмечают издатели, первой душевной раной в жизни 16-летнего Сергея стала свадьба горячо любимой сестры Великой Княжны Марии и ее отъезд в далекую Англию. Это была не только разлука с верным другом и товарищем детских игр, но и крушение всего беззаботного мира детства, начало нового периода взросления. Свои чувства Великий Князь изливал в дневниках, которые начал вести с 1872 года и не оставлял на протяжении всей жизни.
Однако, - как говорят издатели, - юношеские дневники имеют то преимущество, что являются в большей степени дневниками сердечной жизни, в них более раскрывается душа молодого человека, с ее переживаниями, тревогами и радостями, которые с годами становятся все более скрытыми для посторонних глаз и даже в личных дневниках заменяются скупыми записями внешних событий. Составители избирали для публикации те дневниковые записи, в которых наряду с данными биографическими и имеющими общий исторический интерес, наиболее раскрывались нравственные свойства личности Великого Князя. В этих документах отразился аромат эпохи и тот старинный уклад жизни русского образованного общества, который имел корни в религиозной и семейно-бытовой традиции.
И хотя детство Великого Князя проходило на фоне столичных дворцов и царских резиденций, оно впитало в себя основные черты большого мира русского детства. Этот мир включал в себя и особую близость к природе, и теплое сочувственное отношение к людям и окружающей действительности, причастность к фольклорной и литературной традиции. И, конечно же, православное церковное мировоззрение, пронизывающее все стороны жизни. И если в воспоминаниях Арсеньева и «Жизнеописании» содержится драгоценный опыт христианского воспитания детей, то в дневниках Сергея Александровича можно увидеть плоды этого воспитания.
«Горячо помолился», «хорошо помолился», «Господи, да будет воля Твоя» - постоянно встречается в его детских дневниках. И нигде ни слова осуждения или недовольства поступками других, а наоборот - открытость к людям; миру. Царские дети не были изолированы от жизни стенами дворцов и искусственно созданными условиями тепличной жизни, полной одних удовольствий. Напротив, постоянное участие в жизни семьи, окружающих людей с их неизбежными заботами, скорбями и болезнями воспитывали в Сергее характер отзывчивый, сострадательный, готовый к любой помощи. Программа воспитания и образования Великих Князей включала регулярные посещения больниц и приютов, которым они благотворили, заводов, где они знакомились с трудом и бытом рабочих, даже тюрем - для ознакомления с условиями содержания заключенных. Их готовили к широкой социальной и государственной деятельности, а для этого надо было знать жизнь простого народа.
Так, в атмосфере любви дорогих родителей, милых братьев и сестры, любви к высшему искусству и красоте окружающего мира созидалась молодая душа, своими лучшими порывами устремленная к Богу, к высоким переживаниям верующего сердца. Ум, сердце, эстетическое чувство всегда были в развитии, задействованы в разнообразных занятиях: будь то учеба или прогулки на природе, посещение художественных музеев или танцевальных балов, подготовка подарков и устройство рождественских елок - везде он участвовал полностью, всем сердцем и душой. Это ощущение полноты жизни однажды выразилось в радостном восклицании князя: «Хорошо, хорошо жить на свете Божием! Не правда ли?»
По словам издателей, юношеские дневники Сергея Александровича - это дневники счастливого человека и потому они читаются с особым светлым чувством. Однако, его отличительной чертой, проявившейся уже в раннем детстве, было чувство быстротечности времени и невозможности возвратить прошлое ни на миг. Отсюда особенное понимание ценности каждого счастливого дня, доброго чувства, возможности находиться рядом с близкими и дорогими людьми. А впереди - война с Турцией, революционное брожение в столице, и назревающие трагедии в семье. Они коренным образом изменят эту молодую жизнь, которую не защитит высокое происхождение, а напротив, сделает ее более уязвимой для общественных ветров.
***
Эта книга открывает многотомное издание документальных материалов, посвященных жизни Великого Князя Сергея Александровича Романова. Сын Царя-Освободителя, брат Царя-Миротворца и дядя последнего Российского Царя-Страстотерпца — Великий Князь Сергей Александрович стал первым мучеником Царственного Дома в начале 20 столетия. Воспоминания близких, дневники и письма самого Великого Князя, по словам издателей, помогают нам постепенно, в хронологической последовательности реконструировать исторически достоверный портрет этой выдающейся личности.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!