***
1. Как говорится в предисловии книги, отец Петр (Швырев), младший келейник старца Нектария, вспоминал о нем так: «Смирение и любовь батюшка ставил выше поста. Он девяносто девять оставлял, а одну брал и спасал». Именно так, с великими смирением и любовью, он вступил в битву с врагом рода человеческого за душу Надежды Павлович, Промыслом Божиим приведенной в Оптину пустынь в 1922 году. Кем же была она в ту пору? Поэтессой, принявшей революцию, водившей знакомство с самыми известными поэтами Серебряного века, пережившей неудачные романы, развод, смерть А. Блока, с которым не долго, но очень сильно была духовно и душевно близка. О церковной жизни она имела весьма смутные представления, увлекаясь духовными поисками в совсем ином направлении.
2. Однако старец разглядел ее душу и увидел в Надежде Александровне искренность духовных исканий, доброту и деятельную любовь к людям. После первой исповеди он сказал: «Ты не погибла. Ты грешна, но дух у тебя истинно христианский». А через несколько дней после беседы с Надеждой батюшка объявил: «Я принимаю тебя в мои духовные дочери. Обещаешь ли ты послушание?» И она обещала. В понимании монастырском послушник - это уже член братии, готовящийся принять монашество и проходящий новый этап искуса - проверку, насколько этот образ жизни ему близок, насколько есть к нему призвание. Прохождение такого искуса подразумевает полное послушание духовному наставнику.
3. В таком смысле Надежда Александровна послушницей, конечно, не была. О начальном периоде общения со старцем Нектарием она пишет так: «Я не понимала еще ни что такое старчество, ни что такое послушание». Кроме того, у новоиспеченной духовной дочери старца присутствовали качества, послушанию не способствующие. Она имела очень горячий характер, была довольно строптивой и упрямой. Лукавый дух особенно искушал ее в тех случаях, когда она не понимала того, что с ней делает наставник. Но отец Нектарий трудился над ее душой, невзирая на все видимые и невидимые трудности. Борьба шла тяжелая: за шесть лет общения со старцем Надежда Александровна провела «в бегах» от него почти два с половиной года.
4. Митрополит Вениамин (Федченков), еще будучи архимандритом, посещал Оптину пустынь в 1912 и в 1913 гг. Во время своего пребывания на Рижской кафедре он познакомился с Надеждой Павлович. В 1948 году она писала в письме к владыке Вениамину: «Я была тогда дикой, не только не возделанной, но и засоренной землей, и старец Нектарий с великим терпением и мудростью трудился надо мной, но и сейчас я только больше стала понимать, поэтому и спрос с меня больше, а отношения старца ко мне я не оправдала». Думается, что воспоминания Н. Павлович являются редким по искренности документом, зафиксировавшим как взаимоотношения духовной дочери с духовным отцом, так и тяжелый труд старца, направленный на спасение человеческой души, труд любви, терпения и смирения.
5. До своей смерти в 1928 году старец Нектарий успел посеять благодатные семена в душу рабы Божией Надежды, но в полной мере взошли они позже. И, покинув здешний мир, преподобный Нектарий, без сомнения, не оставил своего чада в молитвах перед Всевышним. Со временем Надежда Александровна стала истинной христианкой, освободилась от заблуждений и возросла духовно. С ней десятилетиями общались многие известные архиереи, а в изданиях Московской Патриархии публиковались ее работы. Всю жизнь она старалась помочь каждому, кто нуждался в помощи. В этой книге собраны составленное ею жизнеописание старца, а также воспоминания о взаимоотношениях между ним и Надеждой Александровной как его духовной дочерью. Первые воспоминания написаны в 1925 году, еще при жизни старца.
6. Как отмечают издатели, воспоминания Надежды Павлович рисуют удивительный портрет преподобного Нектария. Выходец из простой бедной семьи, но чрезвычайно одаренный от рождения, отец Нектарий достиг не только духовных, но и интеллектуальных высот. «О духовных подвигах, - пишет Н. Павлович, - батюшка не рассказывал, только сказал как-то: «Сидел я в своей келлии и каялся. И ничего нет на свете скучнее покаяния. А надо!» Его самообразование, сопровождающееся покаянным очищением, отличалось глубочайшим проникновением в изучаемый материал. Более 20-ти лет продолжались эти труды, благословленные преподобными старцами Амвросием и Анатолием. Прочитав и изучив многое из того, что не входило в сферу обычных для монашествующих интересов, отец Нектарий приобрел редкий для монастырской среды кругозор.
7. Разносторонние знания были пропущены старцем через призму святоотеческого миропонимания. А одной из важнейших способностей батюшки стало умение разглядеть в различных проявлениях человеческой мысли и творчества отблески Христовой истины. Как дорогое вино годами зреет вдали от людских взоров, так и батюшка Нектарий возрастал в ограде скита, готовясь к несению старческого послушания. Старчествовать ему пришлось во времена, никогда не виданные в России, когда к власти пришли воинствующие богоборцы. И когда вкусившая плоды революции интеллигенция начала возвращаться в Церковь, одним из тех, кто смог достойно встретить этих потерявшихся было людей и дать ответы на насущные вопросы, стал старец Нектарий.
8. При жизни старцы, как и все православные подвижники, старательно скрывают кровавый пот своих духовных трудов. Воспоминания Н.А. Павлович приоткрывают завесу над этой тайной. В них батюшка предстает перед нами живым человеком, которому временами и тяжело, и страшно нести свой крест. Мы видим старца в дни его слабости, невозможности выполнения старческого послушания, но видим также и преодоление им своих немощей ради послушания Господу. Вся жизнь преподобного Нектария была отдана на служение Богу и людям.
***
Как вспоминала Надежда Александровна, однажды у нее со старцем произошел следующий диалог «Батюшка... говорит мне: «Согласна ли ты, чтобы мы положили тебя на страницы истории?» Я робко говорю, падая к его ногам: «Я в вашей воле, батюшка» Что старец имел в виду, говоря эти слова, мы можем только предполагать. Возможно, батюшка имел в виду записи, представленные в этой книге, в которых автор постаралась сохранить для будущих поколений образ великого старца. Сегодня, изучая житие и духовное наследие преподобного Нектария, его почитатели всегда будут с признательностью вспоминать Надежду Александровну Павлович, чье имя было «положено на страницы истории».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Всенощное бдение 18 мая 2024 года
Этот день в истории. 18 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!