***
1. Чтобы рассказать об этой книге и ее авторе, мы воспользуемся статьей Людмилы Александровны Ильюниной, опубликованной на сайте «Православие.ру». Как отмечает автор статьи, рассказ о жизни писателя многое может объяснить в особенностях его прозы. И далее Людмила Александровна пишет, что Александр Богатырев из тех, кого называют «поколением дворников и сторожей», и во многом он прошел путь очень похожий на стезю многих диссидентствующих. Богатырев и вправду работал сторожем, закончив филологический факультет Ленинградского государственного университета, совсем недолго проработав преподавателем английского языка. Но, как и многие советские «подпольщики», все свободное время отдавал творчеству.
2. Писать рассказы, сценарии и короткие пьесы начал еще в студенческие годы. Читал их на «сейшенах» в мастерских нонконформистских художников в Питере и в Москве. Был признан в этом эстетствующем кругу. Но потом Господь вывел его на совершенно неожиданный простор – дал увидеть необъятность Своего мира, который не ограничивается самовыражением иронизирующих индивидуалистов. Сам автор говорит о себе: «Сочинял всегда, - но всерьез говорить о писательстве можно только после воцерковления». По командировке журнала «Литературная учеба» Александр попал в Таджикистан, познакомился там с местными писателями, стал переводчиком, написал сценарий для местной студии.
3. Потом он отправился в странствование по Русскому Северу для сбора материалов для новых сценариев. За два года (1985-1986) проехал с остановками от Вологды до Архангельска. Останавливался на постой в деревнях, общался с местными жителями. Так изнутри, не по книгам узнавал он «русский мир»: народ русский, его характер и жизнь. Позже по сценарию Богатырева известный режиссер документалист Александра Сидельников снял фильм о Русском Севере - «Преображение». Экспедиции на Вологодчину и в Архангельскую область стали потрясением для авторов фильма. Они увидели прекрасный, потрясающий Русский Мир, почти полностью разоренный трагической историей нашей страны в XX веке.
4. После этих странствований появилось желание переехать на постоянное жительство в деревню. В 1986 году с женой и двумя маленькими дочками Александр поселился в деревне Березайка Тверской области. Когда дочери закончили начальную школу, семья вернулась в северную столицу. Жизнь в деревне еще больше приблизила будущего автора живых народных рассказов к «русскому миру», и из иронизирующего западника превратила его в простого русского человека. Путешествовать Александру пришлось еще немало: и по Сибири, и по западным странам, он часто бывал в Грузии, Абхазии, объездил многие монастыри и приходы на «равнине русской». В последние годы живет поочередно в Петербурге и в Сочи, но по-прежнему мечтает о жизни в тихом месте.
5. В книге «Ведро незабудок» автор, по словам Людмилы Ильюниной, изображает два мира – один мир падший, в наше время ярко себя проявляющий разными «фенечками», а другой – Горний, присутствующий и здесь, на земле, в святых людях, в добрых проявлениях у грешников, в красоте земной. При чтении этой книги, Людмиле Александровне вспомнились слова Василия Розанова: «Посмотрит русский человек острым глазком… и все станет понятно». Вот и Александру Богатыреву Бог дал «острый глазок» – он умеет видеть интересное, особенное, неповторимое и в людях, и в ситуациях. Да и стиль его очень близок к розановскому: нет нравоучений, назиданий, отвлеченностей; повествование настолько живое, что порой можно прослезиться, и тут же расхохотаться, почти каждый рассказ и трогателен, и смешон одновременно; в нем есть и благоговение перед проявлением святости в человеке, и добрая насмешка над лицемерием и театральностью.
6. Рассказчик порой простецки балагурит, как сельские жители на лавочке у палисадника, а порой поражает вдумчивыми замечаниями и размышлениями о процессах, происходящих в нашей жизни. В книге создается целостный образ времени, перед читателем проходит череда замечательных образов: как неповторимых личностей, так и рядовых, «типичных», наших современников. Автор пишет о человеке во времени. Его гражданская позиция согласуется с позицией Анны Ахматовой, которая писала: «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». Это относится к советской эпохе бесправия священников перед лицом «уполномоченных по делам религии», к лихим 90-м, к «застойным 80-м».
7. Не боясь преувеличений, - как отмечает Людмила Александровна, - Александра Богатырева можно назвать «Лесковым нашего времени», его рассказы и по стилю, и по подходу к проблемам напоминают «Мелочи архиерейской жизни» и «Соборян». В них так же присутствуют незабываемые образы сельских священников и епархиального начальства, яркие характеры прихожанок, странствующих правдоискателей и юродивых, показан нелегкий путь веры в «мире сем прелюбодейном и грешном». Только в отличие от Лескова география описываемых событий очень обширна: это Питер, Москва, Тбилиси, Абхазия, Сибирь, Америка, русская глубинка, Оптина Пустынь, Сочи, Эстония, белгородщина, орловщина – места странствований автора.
8. Как отмечает Людмила Ильюнина, когда читаешь рассказы Богатырева, думаешь: «Все правда! Все так и есть! Как это он точно подметил!» В целом же мироощущение автора выразилось в одной его фразе: «Столько реальной жизни и искренности, что мне невольно захотелось обнять всех и похристосоваться». Даже посмеиваясь над многими незадачливыми попутчиками, автор их любит, чувствует своими братьями и сестрами, частью единого целого – народа Божьего. И это чувство он передает читателю, что, пожалуй, важнее всех литературных достоинств его книги.
***
В предисловии одной из книг Александра Богатырева говорится следующее: «Как определить литературный жанр, в котором работает писатель? Может быть, он летописец, ибо он запечатлевает свое время во многих его и трагических, и благодатных проявлениях? Или миссионер, ибо пробуждает в душах читателей жажду духовного преображения? Или просветитель, ибо свет Христов, сияющий в людях, описываемых Богатыревым, «просвещает всех»? А может быть, он просто любит Господа и Его Церковь, и от избытка этой любви глаголят, не умолкая, его уста?..» Думаю, читатели убедятся, что это так и есть, прочитав книгу «Ведро незабудок».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!