***
1. Главное дело жизни известного писателя и публициста, автора многих телевизионных программ Василия Давыдовича Ирзабекова – это служение русскому языку, борьба за его чистоту и сбережение. Родился писатель 12 ноября 1953 года в Баку. Окончил музыкальную школу по классу скрипки. После окончания Педагогического института русского языка и литературы им. М.Ф. Ахундова преподавал в Азербайджанском государственном университете, работал в Республиканском Совете по делам иностранных учащихся. В 1992 году в Москве был избран ответственным секретарём Общества российско-азербайджанской дружбы. В 1995 году принял Таинство Святого Крещения с именем Василий.
2. В 2001 году Василий Давыдович создал и возглавил Православный центр во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), получивший благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Трудился литературным редактором журнала «Шестое чувство» («Переправа»). Организатор и участник многочисленных конференций, в том числе, международных, посвящённых сохранению чистоты русского языка, культуре. Одна из книг Ирзабекова под названием - «Тайны русского слова», изданная несколькими тиражами, буквально «расхватывалась» читателями. А затем автору приходило огромное количество писем, и это подтверждение тому, что можно разрушить барьер равнодушия и возродить любовь к родному слову.
3. Новая книга Василия Ирзабекова «Всё, что имею», как уже отмечалось, необычна тем, что в ней впервые собраны рассказы и очерки, написанные автором на протяжении последних двух десятилетий. В ней писатель делится болью о судьбах нашего Отечества, размышляет о вечном противоборстве светлых и темных начал жизни, приглашает неравнодушного читателя осмыслить непростые жизненные коллизии современников. Что же объединяет тексты, вошедшие в книгу, которые неискушенному взгляду могут показаться столь различными? «В русском языке, - говорит Василий Давыдович, - как и в русском сознании, два ключевых жизненных понятия - любовь и боль - неразрывно связаны меж собой, и не только грамматически». А потому главным условием того, «о чем взялся повествовать, непременно должно быть вызвано сердечной болью, а значит и любовью».
4. Именно боль вызвала к жизни строчки рассказанных автором историй. Ею, как неким незримым камертоном, выверял он каждую из них. И так жаждал поделиться ею со своими неравнодушными читателями! Описываемые события происходили в разных уголках России, в предгорьях Малого Кавказского хребта, в родном для автора Баку, где прошло его раннее детстве, в столь же любимой родной Москве, где писатель в возрасте сорока двух лет крестился в русскую православную веру, родился заново; на съемной даче или в церковном приходе ближнего Подмосковья, где в течение целого ряда лет Василию Ирзабекову довелось трудиться помощником настоятеля храма. Где бы он ни был, о чем бы ни говорил, пронизано любовь и сердечной болью.
5. Так, первый из рассказов называется «Видеть Христа». Часто можно услышать такую распространенную фразу, как «докажите мне, что Христос есть. Как я могу поверить в Того, Кого не видел?» Что можно ответить таким людям? По Евангельски, что в каждом человеке мы должны видеть Христа? Ведь Он Сам говорит нам: «то, что вы сделали одному из меньших Моих братьев – это вы Мне сделали». Но и здесь могут возникнуть вопросы и противоречия. Вот и в этой первой истории автор рассказывает об одной прихожанке, которая, будучи бухгалтером, помогала в храме по финансовой части. Однажды она подошла к Василию Давыдовичу с просьбой: убедить ее мужа уверовать во Христа.
6. «Я знал ее мужа, - пишет автор, - изредка он появлялся с женою в храме, как-то раз мы даже были вместе в паломнической поездке. Помню, как она с неизменной трогательной заботливостью пеклась о нем, крупном мужчине, не умеющем даже передвигаться самостоятельно. Болезнь его началась давно, и все эти годы Анна Марковна с воистину христианским смирением возилась с ним, как с малым дитем, безропотно снося его тяжелый нрав и грубости. На что наверняка не согласилась бы ни одна сиделка, ни за какие деньги. И не было в этом никогда ни позы, ни жалоб, а только извиняющаяся улыбка, какая возникает порой на устах у матерей капризных чад».
7. Тогда Василий Давыдович подумал: «Как удивительно случается порой с людьми. Христос, в Которого этот человек отказывается верить именно по той причине, что никогда не видел Его, тем не менее ежедневно и ежечасно, чуть не ежеминутно пребывает с ним, несчастным: кормит его, одевает, обувает, обмывает и обстирывает, потакает капризам и терпеливо сносит обиды и оскорбления… А он упорно не видит Его». Завершает свой рассказ автор такими словами: «Христос во всем, что окружает нас. Он ведь — наш, и мы — Его. Его благодать разлита в самом воздухе, которым мы дышим, привычно не замечая самого дыхания нашего. Его поразительная любовь сквозит в ангельской терпеливости моей доброй жены, неумении гневаться — не в пример мне — моей младшей дочери, в солнечном лучике, который упорно пробивается сейчас ко мне в окно сквозь угрюмую тучку, в не поддающейся никакому описанию радостной улыбке соседнего малыша».
8. Надо только заметить это, услышать, о чем и напоминает нам автор своим небольшим рассказом. А далее - рассказывает о своем детстве, которое еще греет его и озаряет жизнь нежным, тихо струящимся светом. С горечью вспоминает и о том, что уже не исправить. Рассказывая о гусях, которые защищали своего товарища от людей, предлагает задуматься, почему люди чаще всего ведут себя гораздо хуже, чем братья наши меньшие, и не умеют, к примеру, дружить, как они. Говорит автор и о любви к Родине, к людям, об уважении к старшим и о многом-многом другом. Это всё то, что есть у него и чем он делится со своим читателем.
***
С любовью вспоминает Василий Ирзабеков прожитые годы, своих родителей, бабушку, которая учила будущего писателя уму-разуму, давая ему мудрые советы и наставления, своих соседей, друзей и многих других людей, о которых вы прочитаете на страницах этой книги. Не забывает автор говорить и о русском языке, попутно предлагая задуматься над происхождением того или иного слова. И, конечно, каждую свою историю он рассматривает в свете Евангельской истины, помогая читателю «видеть Христа» в каждом мгновении нашей жизни. Читателю остается прочитать эти рассказы, как притчи и почерпнуть из них столько, сколько позволит ему его сердце.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!