***
1. Как отмечают издатели, эта книга хорошо известного в России французского богослова Жан-Клода Ларше посвящена вариациям на тему христианской любви, рассматриваемой с разных сторон. Мысль автора вращается вокруг двух главнейших заповедей, тесно переплетенных и взаимосвязанных, которые оставил Спаситель: любовь к Богу и любовь к ближнему. Тот факт, что любовь становится предметом заповеди, указывает на то, что она не естественное проявление эмоций и не обычное состояние, свойственное человеческой природе. Этот факт свидетельствует и о том, что любовь, о которой говорит Христос, не равнозначна чувству, именуемому нами обычно любовью, она представляет собой особое отношение, которому нужно научиться и которое необходимо внимательно изучить.
2. Из этого следует, что христианская любовь должна быть максимально определенной и что необходимо уточнить конкретные пути к ее стяжанию. Вместе с тем средства к ее стяжанию не могут быть ограничены сводом внешних правил или строго очерченных этапов. В настоящей работе предпринимается попытка соблюсти обозначенные выше требования. Ее цель - помочь читателю уяснить, что есть христианская любовь, и предложить действенные советы, как продвинуться на пути к ней и возрасти в ней. Книга построена по принципу музыкальных «вариаций» — когда одна тема излагается несколько раз с некоторыми изменениями, что позволяет с определенной долей свободы, но не отходя от правил, рассмотреть основную тему полноценно и во всем ее богатстве.
3. Особое внимание в книге обращено на внутренние состояния, сопровождающие любовь к ближнему и являющиеся ее ключевыми критериями, а именно — уклонение от осуждения и любовь к врагам. По словам автора, многие святые отцы, опираясь на слова Христа: Будь совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48), полагают, что любовь к врагам - это признак духовного совершенства. Любовь к врагам является залогом исполнения первой заповеди о любви к Богу, так как апостол Иоанн Богослов наставляет: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец. И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. Этим словам вторит святой Максим Исповедник: «Любящий Бога непременно и ближнего любит». Любовь к врагам есть залог исполнения второй заповеди. Как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), «любовь к врагам есть высшая ступень в лестнице любви к ближнему».
4. Преподобный Максим Исповедник говорит, что любовь к врагам — это признак и залог стяжания «совершенной любви: ею не может обладать тот, кто не любит равно всех людей». Но кто же те враги, которых Христос, а вслед за Ним и святые, заповедует нам любить. Во-первых, - говорит автор, - наши враги — это более или менее близкие нам люди, которые испытывают к нам ненависть, желают зла, хотят навредить, гонят нас, относятся к нам с жестокостью, клянут, злословят и поносят нас, хотят нанести нам какой-то ущерб или просто ведут себя по отношению к нам агрессивно. К врагам относятся и те, кто нас обидел, оклеветал, унизил, опечалил или огорчил, а также те, кто нас недолюбливает, не уважает и избегает. Во-вторых, наши враги — это враги Бога, Христа, Веры и Церкви. Враги они нам потому, что мы члены Церкви в, следовательно, тела Христова, живущие в вере чада Божии по усыновлению, и такая вражда отражается на нас и на духовном уровне.
5. Далее автор приводит различные степени любви к врагам — от самой низкой к более высокой. Первая степень, по мнению святителя Иоанна Златоуста, — не делать зла. Вторая степень, согласно тому же святому, — если обида нанесена, не воздавать равным злом обидевшему. Далее - не мстить обидчику, не раздражаться в ответ, не огорчаться в сердце от обид, воспринимать их как благодеяние, не осуждать врагов, прощать их. Всего 17 степеней, достигнув которых, мы, по словам автора, все же еще не можем сказать, что приобрели совершенную любовь, хотя они являются для нас необходимыми условиями и подготовительными этапами. Любовь — не просто отсутствие вражды, она значительно выше. И начинается она со следующих степеней, суть которых: постараться примириться с врагами, сочувствовать им и быть к ним милостивыми, молиться за врагов. Более подробно об этих степенях говорит автор на страницах книги.
6. Ещё одна рассматриваемая автором проблема - осуждения ближних - в духовной литературе поднимается очень часто. Святые отцы называют ее особенно серьезным грехом и рассматривают уклонение от осуждения других как путь к спасению, как условие достижения духовного совершенства и как его признак. Кроме того, недуг осуждения ближнего является достаточно общим и распространенным, чтобы относить его к числу наиболее значимых духовных болезней, даже если он не включен в традиционный список типовых страстей. Подробнее об осуждении других и осуждении себя также читайте в этой книге. Кроме того, автор показывает, как любовь, понимаемая по-христиански, может поддержать тех, кто в ней нуждается, и помочь в установлении отношений между людьми в целом, равно как и в отношениях в семье и в вопросах воспитания детей в частности.
7. В книге любовь рассматривается через призму всей христианской жизни и демонстрируется как исполнение других заповедей, которые избавляют человека от страстей и, соответственно, позволяют ему приобрести добродетели, обусловливают истинную любовь и под действием благодати делают ее более полной и совершенной. Обозначенные темы в первой части книги анализируются на основании Священного Писания и трудов святых отцов; во второй части – через работы видных православных богословов нашего времени (святителя Николая Сербского, старца Иосифа Исихаста, преподобного Силуана Афонского, преподобного Порфирия Кавсокаливита); в третьей части приводятся выдержки из трех обозначенных источников вместе с авторскими комментариями.
***
По словам издателей, благодаря привлечению и анализу библейского и святоотеческого учения о любви Ларше удалось создать монументальный труд, посвященный высочайшей христианской добродетели. Одновременно это и руководство к стяжанию любви, и сборник, в который включены отрывки из многих святоотеческих произведений, касающихся заповеди о любви, в том числе и современных нам святых. Каждому отзовется та или иная мысль святых подвижников, тот или иной их совет. Книга будет полезна и интересна пастырям, студентам духовных школ и мирянам — всем желающим стяжать царицу добродетелей — любовь.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Всероссийский старец. Архимандрит Кирилл (Павлов). Православный календарь 2025
У книжной полки. Петр Алеут, cвятой эскимос
Этот день в истории. 5 октября
День ангела. 5 октября
Церковный календарь 5 октября. Праведный Петр Африканский
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!