Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
Разговор о любви к ближнему автор книги предваряет следующей притчей: «Некогда три инока, не имевшие в сердцах своих любви к ближним, пришли к одному опытному в духовной жизни старцу и стали хвалиться своими делами. Первый сказал: «Я выучил наизусть Ветхий и Новый Заветы, что мне будет за это?» Старец ответил: «Воздух ты наполнил словами, а все-таки пользы тебе от твоего труда нет». За первым приступил второй: «А я, отче, все Священное Писание переписал для себя!» Старец сказал: «И тебе нет пользы». Тогда третий воскликнул: «А я, отче, чудеса творю!» «И тебе нет пользы, — сказал и этому старец, — ибо и ты любовь отогнал от себя». Потом, обратившись ко всем, сказал: «Если хотите спастись, имейте ко всем любовь и милости прилежите, и тогда спасетесь».
«Итак, возлюби ближнего твоего», - говорит нам Господь. По словам отца Валерия, «от самого раннего возраста и до последнего вздоха человек находится в тесном общении с другими людьми. Наше воспитание, быт, здоровье, становление в жизни как личностей — все это и многое другое возможно лишь потому, что мы живем здесь, на земле, не одни, что кто-то еще о нас заботится и что нам дается шанс позаботиться о других. И каждый из нас в сокровенных тайниках своего сердца признается, что есть для нас самые-самые близкие и родные нам люди. Даже расставание с ними не может разрушить близости в сердце, созданной по любви. Как отмечает священник, герой Гоголя Тарас Бульба в своей пламенной и сердечной речи перед решающим боем высказал уникальную истину: «Любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови может один только человек». Таким образом, среди людей возможно родство, сокровенная близость душ».
По словам автора, святые люди сравнивали человеческое общество с организмом, в котором все члены находятся в глубокой взаимосвязи. «Мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12: 5), - говорит апостол Павел. Более того, все наши близкие, друзья и знакомые — не просто случайные спутники жизни. Есть особый Божественный Промысл о том, что мы с кем-то знакомимся. Это помощники, данные нам от Бога на пути спасения нашей души, пусть даже они сами не святы. Преподобный Зосима Верховский, чувствуя в юности призвание к духовному, никак не решался оставить мир. Однажды его в печали увидел зять, сам вольнодумец, изменявший сестре Зосимы. Он по-доброму обратился к Зосиме: «Хочешь идти в монахи, да не можешь решиться? Если и моя правда, что нет вечной жизни, то ты только то потеряешь, что не поживешь так развратно, как я. Но если же ваша правда, что будет и вечная мука, и вечное блаженство в Царствии Небесном, тогда ты много выиграешь предо мною!»
Эти слова разрешили все недоумения Зосимы. Так вроде бы погибший человек повлиял на решающий жизненный шаг будущего святого. И в жизни каждого из нас многие значимые события произошли потому, что рядом был человек, который вовремя подсказал, помог, проявил в трудной ситуации личное участие. Подчас такая забота, нежданная, но очень своевременная, обнаруживается в мелочах. И в каждом из нас уже заложена потребность любить других. Любовь - это единственное, что может сплотить людей. Это тот ключ, который отмыкает замок наших взаимоотношений с ближними. Любовь, объединяя людей, приводит к жизненной прочности... Однако чаще всего в жизни не все так идеально, как хочется». Что же нам мешает жить в любви, как заповедал нам Господь?
Отвечая на этот вопрос, автор вспоминает следующее: «Философ Шопенгауэр как-то сравнил людей с замерзающими дикобразами: в поисках тепла они теснятся друг к другу, но уколы от иголок заставляют их разбегаться в стороны. Затем, чувствуя холод, они вновь ищут тепла своих ближних и так мечутся между двумя невзгодами - холодом окружающей среды и взаимными уколами - пока не найдут для себя подходящей дистанции. Человек - это крайне противоречивое существо. Мы все, или за редким исключением все, страшно боимся одиночества, но и с другими людьми почему-то не можем ужиться. И вроде бы в цивилизованном мире все люди на вид порядочные. Но поселите их вместе в небольшом замкнутом пространстве, и вы увидите, какие пакости они начнут друг другу творить.
Порой наиболее страшной карой для многих становится не одиночество, а необходимость жить или работать в замкнутом коллективе. И даже может случиться так, что легче переносить голод и жажду, материальные лишения и страдания, нежели присутствие рядом других людей. Общаясь со страниц книги с читателями, отец Валерий предлагает задуматься, а какими чувствами бывает наполнена наша душа в отношении отдельных людей, с которыми мы вместе работаем, живем или вынужденно встречаемся? Как так получается, что мы не можем без других людей, но именно с ними у нас связаны самые большие проблемы в жизни?
Как отмечает автор, «когда мы встречаемся с человеком и беседуем с ним, то непременно ищем внутреннее соответствие этого человека нам? Причем интуитивно мы хотим, чтобы по основным жизненным вопросам он был единомышлен нам, отвечал бы, так сказать, нашим взглядам на принципы существования. В этом человеке нам хочется, как бы зеркального отражения самих себя, мы именно себя желаем видеть в другом. Если же этого не происходит, то можно заметить, как надежда быстро рушится, с досадой мы осознаем, что этот человек не подходит под прокрустово ложе наших представлений, и он тут же отступает на второй план в шкале наших идеалов и ценностей. И даже если внешне мы этого никак не выказываем, внутри все равно остается некий осадок — неприятное ощущение. А в результате происходят склоки и недопонимание между людьми? Как научиться взаимопониманию? Что значит – «любить ближнего твоего» и кто же, в конце концов, ОН - наш ближний? На все эти вопросы и отвечает автор данной книги - протоиерей Валерий Духанин.
***
По мнению автора если с детских лет вы сохранили с кем-либо дружбу и пронесли ее через всю свою жизнь, то вы действительно способны на гармоничные отношения с ближними. Если в общении вы даете только тепло и радость, то вы подлинно подарок для окружающих. И хотя такое, наверное, мы вряд ли можем сказать о себе, все-таки всем нам хочется доброты, душевного тепла, любви и ласки. Эта книга раскрывает истины и духовные законы, следование которым поможет по-новому посмотреть на окружающий мир, увидеть в других людях то, чего не замечали раньше. А еще автор напоминает всем нам: пока есть ближние с их нуждами и скорбями, у нас есть возможность спасти свою душу для вечности.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!