У книжной полки. Уроки покаяния в Великом каноне

19 марта 2024 г.

В наше время стало обычным то, что попытки вникнуть в слова Священного Писания «зачастую остаются практически бесплодными. Что же мешает нам познать сокровенный смысл Писания? Ответ дает апостол Павел в своем послании к Римлянам, говоря: закон [Божий] духовен, а я плотян, продан греху. По словам священника Константина Веремеенко, это и есть причина, по которой человек, живущий по закону плоти, не может уразуметь законов духовной жизни. Ключом, отверзающим эти духовные сокровища, является стремление к нравственной чистоте и праведности. К чистоте сердечной, делающей человека способным созерцать Самого Бога, приводит покаяние. И именно покаяние является главной темой Великого канона прп. Андрея Критского. Этому великому произведению посвящена книга, которую мы предлагаем вашему вниманию.

***

1. Эта книга вышла в свет в издательстве Московской Патриархии и называется «Уроки покаяния в Великом каноне Андрея Критского». Прежде всего, скажем несколько слов о самом преподобном Андрее. Как говорится в издании, сведения о его жизни довольно скудны. Родившись около 660 года в Дамаске в благочестивой семье, младенец до семи лет был нем. Причастившись же в семилетнем возрасте Святых Христовых Таин, будущий песнопевец Церкви обрел дар слова. Получив в Дамаске начальное образование, в пятнадцать лет юноша поступил в Святогробское братство при храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Там же святой Андрей вскоре был пострижен в монашество, посвящен в чтеца и назначен нотарием и экономом.

2. В 685 году он вместе с двумя другими иерусалимскими монахами повез в Константинополь принятые Иерусалимской Церковью акты VI Вселенского собора и остался при храме Святой Софии, где был посвящен во диаконы. В этом сане он прослужил свыше 20 лет, исполняя при этом должность сиропитателя. Впоследствии преподобный Андрей был рукоположен во епископа и получил назначение на кафедру в г. Гортина на острове Крит с титулом архиепископа Критского. В своем служении на кафедре как архиерей он был весьма любим народом. Усердно ревновал по Православию, бескомпромиссно подавлял все ереси. Своими молитвами творил чудеса... Своей наружностью был таков, «что всякий взирающий на его лицо и слушающий его медоточивые слова услаждался ими и исправлял свою жизнь».

3. Но период, в течение которого Преподобный управлял Критской Церковью, был непродолжителен. Святой Андрей окончил свою земную жизнь предположительно в 740 году. В наследие нам он оставил много религиозных творений. Это проповеди на церковные праздники: Господские, Богородичные, некоторых святых, а также многочисленные каноны, самогласные тропари и стихиры, находящиеся в греческих рукописных и печатных Минеях, Триодях, Ирмологиях. Многие каноны, трипеснцы и самогласные стихиры преподобного Андрея входят в состав современных богослужебных книг. А среди множества великопостных песнопений, несомненно, самым любимым и известным является его Великий канон, составленный на основе Священного Писания.

4. Как отмечает автор этой книги, священник Константин Веремеенко, «Священное Писание содержит то, что Богу было угодно открыть нам о Себе, о Своем действии в мире и Своих отношениях с человеком, в силу этого оно является одной из форм сохранения и передачи Божественного Откровения. Об этом святитель Иоанн Златоуст говорит: «не будем, возлюбленные, пренебрегать своим спасением, все это написано для нас в научение наше. Великая защита от грехов - чтение Писания, а неведение Писания - великая стремнина, глубокая пропасть; великая гибель для спасения - не знать ничего из божественных законов». Но, как говорит архипастырь, не останется «без плода тот, кто постоянно с усердием занимается чтением Писания».

5. По словам отца Константина, в Великом каноне преподобный Андрей Критский, исследуя Писание, показывает неразрывное единство Ветхого и Нового Заветов. При этом можно проследить три связанные между собой направления его богословской мысли. Первое - догматическое - включает в себя изложение домостроительства нашего спасения. Второе - назидательное - открывает взаимоотношения между людьми, через это показывая нравственный закон. И третье направление - мистическое - затрагивает внутреннюю жизнь души, которая особенно значима для автора канона. В нем ветхозаветные события, по словам отца Константина, выражены как события жизни каждого отдельно взятого человека, его же касаются дела, совершенные Богом в прошлом, именно для его спасения.

6. Как говорит протоиерей Сергий Правдолюбов, пастырь Критский как бы «взял нас за руку и ввел к себе - в свой богатейший, яркий, радостный и напряженный мир своих личных отношений к Богу». При этом он нас не учит, он живет, и мы, наблюдая эту жизнь, учимся восходить от деяний к видению Бога. Преподобный Андрей, являя высоты богословия и раскрывая перед нами глубочайшие тайники нашей души, на примере Священной истории пытается возвысить нас от земли к небу, возвести на степень созерцания и богообщения, что невозможно без покаяния. Святой Андрей стремится донести до нас слово Божие не как совокупность знаний, открытых в интересах человеческой любознательности, но как откровение высших истин, ведущих к богоподобной жизни, а также как откровение нравственного закона.

7. Книга священника Константина Веремеенко – это попытка дать небольшое пособие в помощь желающему научиться воспринимать мир таким, каким его открывает нам Библия. И одним из лучших способов подобного обучения есть внимательное чтение Великого канона, охватывающего всю ветхозаветную историю человечества, отражающего библейский образ жизни и являющегося духовным путеводителем, имеющим непреходящее значение. Анализ событий автор ведет на основании творений святых отцов, Толковой Библии под редакцией Лопухина, работ епископа Виссариона (Нечаева), протоиерея Сергия Правдолюбова и других источников. По словам автора, в Великом каноне ветхозаветные события присутствуют не всегда в хронологической последовательности. На страницах же данной книги рассматриваются в том порядке, в каком они следуют друг за другом в Священном Писании.

***

По словам священника Константина Веремеенко, Великий канон прп. Андрея Критского - это не только призыв к покаянию, но и собрание величайших образцов покаянных мыслей, и пособие по обретению нового покаянного сердечного настроя. В нем представлена вся человеческая душа, богоподобная по своему происхождению, но ныне падшая, греховная, ищущая и жаждущая Божией милости и Божией правды. Значение и цель Великого канона именно в том и состоят, чтобы привести человека к покаянию. В обобщенном виде ветхозаветные события, изложенные преподобным Андреем, изображают нравственного падения и восстания человеческой личности от греха к святости. Поэтому тема Великого канона актуальна до самого Страшного Суда, пока открыта для человека возможность покаяния.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать