У книжной полки. Указание пути ко спасению, опыт аскетики

21 марта 2023 г.

Какая главная цель нашей жизни? По словам епископа Петра (Екатериновского), главная цель всего существующего есть – Бог, к Которому должна устремляться всякая душа человеческая. Бог есть первая верховная причина всех существ, Он Тот, от Кого все существа всецело зависят как в первую минуту своего бытия, так и в продолжение своей жизни. И Он же есть последняя цель жизни всякого человека. О том, как достичь этой цели и таким образом спасти свою душу, говорится в одном из духовных трудов епископа Петра (Екатериновского), который называется - «Указание пути ко спасению: опыт аскетики». Этот труд уже не раз переиздавался, а в этом году он вышел в свет в издательстве Сретенского монастыря.

***

1. Имя епископа Петра (Екатериновского), ныне незаслуженно забытое, по праву можно поставить и один ряд с именами святителей Филарета Московского, Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника. Его книга - «Указание пути ко спасению», по определению Оптинских старцев, имела огромное значение в деле духовного становления христианина. Современники писали: «Такие труды, как «Путь ко спасению» епископа Феофана и «Указание пути ко спасению» епископа Петра, наряду с «Невидимой бранью» Никодима Святогорца, должны быть настольными книгами пастырей».

2. Родился епископ Петр (в миру - Феодор Екатериновский) в 1820 году в Саратовской губернии, в семье священника. После окончания Саратовской семинарии поступил в Московскую Духовную Академию, где в первый же год обучения принял монашеский постриг с именем Петра. Благочестие, внутренняя сосредоточенность и стремление к истинно монашеской жизни определили его дальнейшую судьбу. Летом 1844 года Петра рукополагают во иеромонаха. По окончании Академии он становится учителем Иркутской семинарии по классу чтения Священного Писания. Спустя восемь лет иеромонаха Петра возводят в сан архимандрита, а затем назначают ректором Иркутской Духовной семинарии.

3. Неся труды по преподаванию и управлению учебным заведением, будущий святитель проходит путь внутреннего монашеского делания. В 1856 году в Москве издается его книга «О монашестве». В марте 1859 года была совершена хиротония архимандрита Петра во епископа Новоархангельского, викария Камчатской епархии. В разные годы преосвященный Петр возглавлял Якутскую, Уфимскую и Томскую епархии. Во время своего архипастырского служения он много апостольски потрудился в распространении и утверждении христианства. Владыка Петр всегда усердно молился Спасителю о своей пастве.

4. Когда ему исполнилось 63 года, Владыка, по прошению, был уволен на покой и поселился в Оптиной пустыни. Жил он в Оптине во время настоятельства архимандрита Исаакия и старчествования преподобного Амвросия. Главным попечением духовно мудрого и рассудительного отца Исаакия были материальные нужды монастыря и правильное устроение духовной жизни братии. Забота же о старческом окормлении скитской и монастырской братии лежала на его духовном отце, мудром советнике и молитвеннике - отце Амвросии. Результатом такого мудрого руководства была внешне и внутренне благоустроенная жизнь обители.

5. В Оптиной пустыни епископ Петр прожил два года, оставив здесь по себе самые отрадные воспоминания. Архимандрит Исаакий, рассказывая впоследствии о пребывании в обители преосвященного Петра, удивлялся его глубокому смирению, в особенности, когда Владыка перед совершением богослужения всегда приходил к нему за благословением. В 1855 году епископ Петр был назначен управляющим Новоспасского монастыря в Москве. Кротость, нелицемерная любовь к ближним и истинная духовная мудрость стяжали преосвященному Петру живую симпатию среди жителей Москвы. Особенно любили его бедные люди, которым он щедро помогал. Кончина его последовала в 1889 году, накануне дня Святой Троицы.

6. Как духовный писатель, владыка Петр оставил потомкам целый ряд печатных работ, среди которых наиболее известны «Указание пути ко спасению» и «О монашестве». Чтобы написать свои сочинения, владыка изучил огромное количество святоотеческой литературы, сделал выписки из творений аскетов-писателей и собрал множество примеров из аскетического опыта, свидетельствующих о трудностях и искушениях на пути жизни христианина. И вот что, к примеру, владыка Петр пишет в этой книге о желании преуспевать в духовном совершенстве. «Искреннее желание спасения есть первое необходимое с нашей стороны условие для возрастания в духовном совершенстве, потому что кто чего не желает, тот того не ищет и не получит. Хотя Бог сотворил нас без нас, но спасти нас без нас не может. Бог внушает нам без нас только мысль о спасении, желание это производит вместе с нами, а самые добрые дела - посредством нас».

7. Таким образом, по словам автора, человеку для спасения необходимо, во-первых, желание преуспевать в духовном совершенстве. Во-вторых, смирение, искреннее сознание своих недостатков и немощи. «Смирение, - отмечает владыка Петр, - есть основание духовной жизни, как крепкий фундамент под домом. Святой Киприан говорит, что основанием святости всегда было смирение; и на небе не может устоять гордая высота. Причина этого очевидна. Ибо кроме того, что мы всецело зависим от Бога и Он один есть источник всех благ, в поврежденном от греха состоянии нашей природы слабость наша такова, что без помощи Божией мы не можем ни начать, ни совершить какое-нибудь доброе дело, ни постоянно пребывать в состоянии праведности». Таким образом, «ничего доброго не ожидая от себя, мы всего должны ожидать от Бога», надеяться на Его благую помощь. И в-третьих, человеку, идущему ко спасению, необходим духовный руководитель.

8. Далее автор говорит о духовном бодрствовании, о молитве, о чтении назидательных книги и о благодатных средствах к преуспеянию в христианском совершенстве, дарованных Спасителем. «А благодать Свою, - говорит владыка Петр, - необходимую для возрождения, освящения, просвещения, укрепления и возведения нас к высшему совершенству, Господь благоволит сообщать нам преимущественно посредством таинств, каковы суть крещение, миропомазание, Евхаристия, покаяние, священство, брак и Елеосвящение. Так как люди состоят не из души только, но и из тела, то Богу угодно было и благодать Свою сообщать для освящения как души, так и тела не только духовным, но и чувственным способом – чрез вещество или священнодействия, то есть посредством таинств». Обо всём этом говорится в первой части труда епископа Петра.

***

Труд «Указание пути ко спасению» до революции несколько раз издавался Оптиной пустынью наряду с такими признанными сокровищами духовной мудрости, как «Лествица» святого Иоанна Лествичника и «Душеполезные поучения» аввы Дорофея. Современники отмечали, что творение епископа Петра доступно и понятно любому. В начале ХХ века «Указание пути ко спасению» рекомендовали как настольную книгу и для мирян, желающих идти по пути спасения, и для пастырей. По словам издателей, книги епископа Петра дают возможность и в наши дни, когда «оскуде преподобный», почерпнуть необходимое из того богатейшего наследия, которое оставил ХIХ век период - небывалого взлета духовной мысли и святости в России.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать