***
1. Автор книги Елена Коровина родилась в Тульской области, выросла в Москве, в настоящее время живёт в Будапеште. Окончила факультет журналистики Университета Российской академии образования, медицинский колледж при Первой Градской больнице в Москве, изучала языки, педагогику (в том числе коррекционную) в Англии и Бельгии. На сегодняшний день Елена – преподаватель английского, французского и русского как иностранного, журналист, медик. О себе писательница сообщает: «Работаю в основном с детьми и очень люблю свою работу. Люблю писать для детей разных возрастов. Пишу на русском и английском».
2. «У Лёки большие щеки» – это повесть о маленьком мальчике, детство которого пришлось на трудный и суровый период блокады. Родился он еще до войны, и как повествует автор, это был настоящий богатырь с пухлыми розовыми щечками. Вот как об этом говорится в книге. «Лёка рос, а щёчки не теряли своей очаровательной пухлости. Никто, ну никто не мог спокойно пройти мимо Лёкиных щёк! Так хотелось поцеловать, потрогать, ухватить, легонько ущипнуть, потрепать ласково! Больше всего к щекам приставала мама. «Ах вы, щёчки мои расписные! И что это малыш у меня такой щекастый? И что это он щёки свои развесил, ни пройти, ни проехать? – смеясь, говорила она. А папа даже сочинил стихотворение: «У Лёки большие щёки. \ И ямки на них – глубо́ки. \Наш Лёка – розовощёкий. \ Спелые щёки у Лёки». Вообще-то папа никогда стихов не писал, другого склада человек был. А тут вот – нате, пожалуйста! Щёки вдохновили».
3. Как затем объясняет автор, Лёка – это вообще-то Артём. Хотя, конечно, имя Лёка больше похоже на Алексея, или Александра, или даже Леонида. Но тут дело в самом Лёке: пока сын не умел говорить, мама часто повторяла:«Тёмочка, Тёма». И однажды сын за ней повторил: «Ёка, Лёка». Вот так все узнали, что он именно Лёка. Когда началась война, мальчику исполнилось пять лет. Вначале он и не понял трагедии всего происходящего. Как рассказывает автор, «он скакал по квартире, размахивая саблей, целился из окна из воображаемого пулемета и не понимал, отчего мама так плачет, провожая папу на войну. «Это же так интересно – воевать!» – думал он». Также думала и его подружка Иришка, и не понимала, почему «мамы – ее и Лёкина – мечутся по квартире, спешно закутывают детей и бегут по темным лестницам в бомбоубежище, сырое и холодное».
4. Но вскоре дети перестали воспринимать войну как радостное событие. «Все дети, - пишет автор, - вообще быстро повзрослели, особенно когда такой родной, такой мирный город оказался в кольце. Но Лёкина и Иришкина мамы не покинули города. Их общая подруга с детьми, пытаясь выбраться по Дороге жизни – искристому льду Ладожского озера – настойчиво звала их с собой. Сомневались. Побоялись. В грузовик с Клавой и тремя ее детьми попала бомба – и все ушли под лед потревоженного озера. И Лёкина мама решила не рисковать. «Ничего, Шурочка, проживем как-нибудь. Много людей осталось, будем помогать друг другу», – твердо сквозь слезы шептала Лёкина мама.
5. Много осталось людей в Ленинграде. Слишком много. А чем больше людей – тем больше нужно для них еды…Оттого и хоронили на Пискаревском кладбище целыми школами и детскими садами. Лёка быстро понял, что к чему, и что хлеба просить не надо, если не хочешь огорчить маму. «Скоро это закончится, маленький, потерпи», – уговаривала мама Лёку, деля на крохотные кусочки хлеб, полученный по карточкам и уже не пахнувший хлебом. Но это продлилось долгих почти 900 дней и 900 ночей. Будни блокадного Ленинграда – дни, отдаленные от нас по времени – юные читатели увидят глазами маленького мальчика Лёки, читая эту книгу.
6. Суп из столярного клея и кусочков кожаной сумки, как праздник - чай из зверобоя и мяты, быстро остывающая квартира, где печь топят книгами. Смерть постепенно забирает и незнакомых людей, и самых близких. Опухшие от голода люди просто засыпают в своих квартирах, после чего их отвозят на саночках на кладбище. Сначала умерла Иришкина мама, потом и сама Иришка. А затем и Лёкина мама. Перед смертью она, твердо верующая в счастливый исход войны, шептала сыну: «Только живи, Лека, милый. Дыши, живи! Потерпи! Папа вернётся с войны… тепло будет. Хлеб будет. Много хлеба! На всех хватит!» Когда мама умерла, мальчика, которого ждала та же участь, нашли работники детского дома. Лёку выходили, спасли, и блокада была прорвана, а потом была настоящая еда, которую можно было есть, и Победа в разноцветных огнях салюта, и приход с войны закопченного, постаревшего Лёкиного отца – без ноги.
7. Как пишет автор, «отец отыскал сына в детдоме, запрыгнул на костылях в столовую, где Лёка золотушными прозрачными руками ел картошку в мундире, и, улыбнувшись, сказал: «Ну, здравствуй, Лёка – большие щеки!» Правда, у Лёки щек теперь и в помине не было, одни острые скулы». Прошли годы, мальчик вырос и стал священником. Отец Артемий довольно часто выбирается на Пискаревское кладбище, чтобы отслужить панихиду. Где-то здесь (он точно места не помнит) лежит его мама – 25-летняя молодая мама, здесь лежат тетя Шура с Иришкой, здесь много, много народа лежит, много детей. А в храм на поминальный стол отец Артемий всегда приносит свежие ароматные белые булочки с изюмом. Для мамы. Лёкина мама их очень любила.
8. У отца Артемия четверо детей, четверо внуков и три внучки. И когда батюшка со всей своей семьей приезжает в храм, то кажется странным, что ничего этого могло и не быть: не было бы этих людей, если б тогда, много лет назад, в остывшем блокадном городе мамина молитва не сохранила маленького мальчика по имени Лёка. Отец Артемий будет помнить об этом спасении до конца своей земной жизни. И благодарить Бога. И благодарить маму за ее любовь нему, к своему сыну. А сколько таких матерей было и в блокадном Ленинграде, и по всей многострадальной России. Эта жертвенная материнская любовь, жизнь детей и даже воспитание их в блокадном городе – показаны на страницах этой книги.
***
Эта книга основана на реальных событиях. Читать ее тяжело. Ведь в ней представлена история одной семьи, которая способна тронуть любое русское сердце. Автор точно передает дух времени, атмосферу блокадного Ленинграда, не умаляет трагичности произошедшего, не скрывает горя и бедствий, которые принесла блокада. Проникновенный рассказ о жизни Лёки, его семьи и соседей сопровождается талантливыми иллюстрациями Виктории Китавиной. Серые ленинградские улицы, суровая зима, дети, греющиеся у буржуйки, женщины в ватниках на крышах домов… Художник своими удивительными рисунками переносит читателей в те суровые дни, в голодный и холодный город. Эта книга предназначена всем, кто хочет сохранить и передать своим детям священную память о Великой Отечественной войне.
Этот день в истории. 22 марта
День ангела. 22 марта
Церковный календарь 22 марта. Преподобномученица Александра (Самойлова)
Евангелие 22 марта. Великий пост. Изучаем Священную Евангельскую историю. Возвращение Святого семейства из Египта
Читаем Апостол. 22 марта 2023
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!