***
1. Эта книга вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и называется – «Тоска, уныние, депрессия». Ее автор - знаменитый патролог и богослов, настоятель Крестовоздвиженской пустыни близ швейцарского города Лугано, схиархимандрит Гавриил (Бунге). В основе книги лежит переработанное автором учение «Об акедии» Евагрия Понтийского – византийского философа, отца-пустынника, древнего монаха третьего поколения, который жил и творил в 4 веке от Рождества Христова. Тема уныния (одного из тяжких грехов) была очень актуальна для первых монашествующих, пустынников. Взяв на себя тежелейший подвиг отшельничества, многие из них подвергались яростным атакам со стороны врага рода человеческого и не избежали жестоких мучений депрессией, унынием и тоской.
2. Сегодня этой атаке дьявольских сил подвергаются не только монашествующие, но и обычные миряне, христиане и тем более люди, живущие без веры, вне церкви. Им то и бывает особенно тяжело потому, что они не понимают, что с ними происходит и где искать спасения от этого жестокого недуга. Отец Гавриил, пытается донести до читателя суть древнего учения аввы Евагрия с собственными комментариями, актуальными для современной ситуации. Вникая в текст и в суть проблемы, мы поминаем причины наших мучительных душевных страданий, четко видим пути выхода из затяжного духовного кризиса.
3. Как отмечает автор, сегодня многие (и не только неверующие) считают монашество, и прежде всего в его исконных и наиболее суровых формах отшельничества, чем-то особенным, выходящим далеко за рамки «нормальной жизни». «Невидимая брань», её вопросы, духовный опыт и формы иноческого подвига воспринимаются большинством верующих, как нечто относящееся исключительно к монашескому миру и никак не связанное с жизнью «обычных» христиан. Несомненно, читатель испытает соблазн тут же отложить эту книгу в сторону: совершенно ясно, речь в ней пойдёт об учении одного из отцов-пустынников. «Ну какое нам дело до всего этого?» - скажут они. Однако, как говорит автор, если у вас хватит терпения прочитать эти страницы, вам станет понятно, что заведомое неприятие объясняется всеобщим заблуждением.
4. Но прежде чем приступить начать «экскурс в мир духовного учения Евагрия», отец Гавриил рассказывает о самом Евагрии. Как пишет автор во введении книги, «история древнего монашества повествует о целой плеяде ярких, незаурядных личностей – начиная с преподобного Антония Великого, чьё Житие, составленное святителем Афанасием Александрийским, открывает изумлённому читателю мир первых насельников египетской пустыни. Особое место среди «отцов-пустынников» занимает Евагрий Понтийский. Он принадлежит к третьему поколению монахов; его духовным учителем был преподобный Макарий Великий, ученик Антония Великого. Поэтому духовное учение Евагрия, помимо его собственного богатейшего опыта, отражает чистое и неискажённое предание. В литературном отношении он, вероятно, был первым автором, записавшим изречения святых отцов.
5. В личности самого Евагрия удивительным образом сочетались аскетичность, богословская глубина и исключительная творческая плодовитость. Чтобы полнее представить его духовное учение, автор книги предлагает читателям проследить общую канву жизни подвижника. Мы не будем подробно останавливаться на этом жизнеописании, скажем только, что в своих сочинениях Евагрий ничего не сообщает о самом себе, единственным источником сведений для нас является «Лавсаик» Палладия Еленопольского. На протяжении долгого времени Палладий был учеником и близким другом Евагрия, поэтому достоверность сообщаемых им сведений не вызывает никакого сомнения.
6. По свидетельству ученика, Евагрий был подлинным «учителем духовной жизни». Палладий, в течении девяти лет прибегавший к его советам, говорит о нём: «мой учитель», который «ввёл меня в жизнь во Христе» (то есть духовное делание) и просветил ум к «духовному разумению Святых Писаний» – излюбленный предмет тех, кто избрал своим поприщем созерцательное житие. Насколько можно судить по этому жизнеописанию, для своих близких Евагрий был прежде всего «духовным отцом» и в гораздо меньшей степени учёным или мудрецом – так о нём говорят только те, кто знает понтийского монаха лишь по его книгам.
7. Изучая богатейшее наследие Евагрия, в этой книге автор обратился к частному вопросу, который до сих пор не утратил своей значимости, – его учению об унынии. Отец Гавриил отмечает, что в своих творениях Евагрий передаёт нам знание, почерпнутое им из собственного опыта, а не из книг. В одном из своих посланий он открыто признаётся в том, что ему был ведом этот порок, говоря своему собеседнику: «ты укрепил душу мою, терзаемую унынием». Здесь, как это, по словам автор, вообще характерно для писем Евагрия, нет ни малейшего чувства превосходства общепризнанного духовного учителя. Напротив, перед нами человек, который не скрывает своей уязвимости.
8. Читая эту книги, мы, - говорит автор, - увидим, что учение Евагрия намного ближе к нам, чем может показаться с первого взгляда. Из всего, что было написано об унынии, отец Гавриил избрал самое поразительное. В сущности, наставления Евагрия говорят сами за себя и, несмотря на свою лаконичность, едва ли нуждаются в сторонних комментариях. И лишь поскольку изначально они писались для отшельников и киновитов (соответственно для монахов, живущих уединённо или в братствах), то есть в условиях, существенно отличающихся от нынешних форм религиозной жизни, автору хотелось их объяснить, чтобы тем самым сделать доступными более широкому кругу читателей. Польза от этого для современного человека не вызывает ни малейшего сомнения.
***
Если верить искушённым в этом вопросе, уныние было едва ли не самым опасным «камнем преткновения» для древних монахов, и прежде всего для отшельников. Но пороки, с которыми они вели духовную брань, известны всему человечеству. Согласно Евагрию, «пороки, которые притесняют человека, суть одни и те же всегда и везде; условия жизни меняют лишь формы их проявления». Поэтому и уныние является «камнем преткновения» не только для монахов, это, можно сказать, главная «духовная», «психологическая» проблема современных людей. Эта книга схиархимандрита Гавриила (Бунге) доходчиво излагает святоотеческое учение о борьбе с тоской, печалью, депрессией, унынием и будет полезна широкому кругу читателей.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!