У книжной полки. Толкование на Евангелие от Иоанна. В двух томах. Блаженный Августин Гиппонский

26 июня 2020 г.

Блаженный Августин Иппонийский, память которого Святая Церковь чтит 28 июня, шел к Богу длинным и трудным путем духовных исканий и сомнений. Путь, который прошел он в поис­ках Бога, занял около тридцати лет, но результатом этого пути стало при­общение его к числу истинных после­дователей Господа Иисуса Христа. По воспоминаниям самого святого, к ис­тинной вере его привели два главных обстоятельства: усиленные молитвы его матери Моники ко Христу и, соб­ственно, сама любовь Божия к нему. Таким образом, блаженный Августин непосредственно испытал любовь Божию на себе, и это отразилось на всем том творчестве, которое он оставил после себя. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию одно из последних изданий трудов святого отца, а именно его «Толкование на Евангелие от Иоанна» в 2 томах, выпущенное в свет издательством Сибирская Благозвонница.

***

1. Сочинение блж. Августина «Толкование на Еван­гелие от Иоанна» или, точнее, «Сто двадцать четы­ре рассуждения на Евангелие от Иоанна» — важная веха в святоотеческой экзегезе Священного Писания. Это творение, представляющее собой целостный комментарий Нового Завета, отличается богатством содержания, разнообразной тематикой — богослов­ской, философской и нравственно-аскетической — и, кроме того, носит пастырский характер. Как отмечает автор предисловия, доцент Московской духовной академии Павел Кириллович Доброцветов, «в церковной традиции Евангелие от Иоанна за­нимает особое место в отличие от так называемых синоптических Евангелий.

2. Св. Ириней Лионский, живший во втором веке, называл его самым последним по времени написания. Современник святого Иринея, Климент Александрийский, ссылаясь на «предания древних пресвитеров», говорит подробнее: «Первыми написаны Евангелия, где есть родословные... Иоанн последний, видя, что те Евангелия возвещают зем­ные дела Христа, написал, побуждаемый ученика­ми и вдохновленный Духом, Евангелие духовное». Евфимий Зигабен, византийский экзегет XI—XII веков, поясняет, что значит духовное: апостол Иоанн «по внушению Самого Иисуса Христа приступил к свое­му Евангелию; в нем он рассказывает нечто из того, что уже было рассказано другими, чтобы не подумали, что его Евангелие не имеет связи с Евангелиями других, но особенное внимание он обращает на то, что пропущено ими, и больше всего — на богословское учение о Спасителе, как наиболее необходимое ввиду появления ересей».

3. По словам митр. Илариона (Алфеева), «основная канва синоптических Евангелий — рассказ о жизни и чудесах Иисуса и воспроизведение Его нравствен­ных увещаний. Собственно богословскому учению уделяется меньше внимания. Апостол Иоанн восполняет этот пробел». Именно в этом Евангелии «преимущественно пред теми Евангелиями содержатся возвышенные беседы Господа, в которых излагается высочайшее учение его о Боге Отце, о Нем Самом — Сыне Божием, и о Святом Духе, и о всей тайне дела Господа — искупления мира смертию Его... и сам евангелист... за свое учение о предвечном бытии Бога Слова — Сына Божиего получил наименование Богослова».

4. Как отмечает Павел Кириллович, «цитаты и аллюзии на Евангелие от Иоанна встре­чаются еще в ранней церковной письменности, с творений сщмч. Игнатия Богоносца, ученика св. апостола Иоанна. История же создания круп­ных толкований на это Евангелие начинается в кон­це II века. Список же авторов выглядит весьма внушительно, хотя он и меньше почти вдвое по сравнению с толкованиями на Евангелие от Матфея. Стоит добавить, что речь идет об авторах восточных. На Западе же полноценная история экзегезы Евангелия от Иоанна на­чинается лишь с «Толкования на Евангелие от Иоан­на» блж. Августина.

5. Блж. Августин Иппонийский — великий западный святой неразделенной Церкви, глубокий церковный мыслитель, значение которого выходит далеко за рамки чисто церковной культуры, ибо он «принадлежит к числу тех избранных людей, об уни­версальном вкладе которых в историю человеческо­го духа можно говорить без всякого преувеличения». При этом, как уже отмечалось вначале программы, путь блж. Августина к высотам церковного служения и святости не был традиционно «иконичен». Он родился в 354 году в городе Тагаста в Латинской Африке (тогдашней провин­ции Римской империи со столицей в Карфагене) в благородной, но небогатой семье язычника Патриция и христианки Моники. И прошел долгий путь от безверия, безнравственной жизни и манихейской ереси через философию и духовные пои­ски к христианству.

6. На этом тернистом пути к поразительному внутреннему преображению, описанному блж. Августином с великой откровенностью в авто­биографическом труде «Исповедь», его хранили Божий Промысл и молитвы матери. Святое Крещение Августин принимает на Пасху 387 года в Медиолане (Италия) от свт. Амвросия Медиоланского и в следу­ющем, 388 году, уже после смерти матери в Риме, воз­вращается в Тагасту. Здесь он продает родительское имение и, раздав по евангельской заповеди вырученные средства нищим, начинает вести жизнь мона­ха. В 391 году Августин был рукоположен в пресвитеры епископом Валерием из города Гиппон (Иппон), а в 396 году, по­сле смерти Валерия, стал епископом того же города. Епископскую кафедру он занимал около тридцати четырех лет, вплоть до своей кончины в августе 430 года в осажденном вандалами Гиппоне.

7. Письменное наследие блж. Августина, по словам Павла Кирилловича, весьма обширно: это автобиографические, догматические, полемические, экзегетические, апологетиче­ские и философские сочинения, проповеди и письма. Блж. Августин был талантливым и плодовитым экзе­гетом. Среди его экзегетических работ мы находим, с одной стороны, творения, в которых он пишет о са­мих принципах толкования библейского текста, что можно было бы назвать герменевтикой — наукой о тол­ковании, а с другой — собственно толкования библейского текста, где он применяет эти принципы на практике, - экзегезу. В последнем случае он разбирает как ветхозаветные книги, так и новозаветные, в число которых входит и «Толкование на Еван­гелие от Иоанна».

8. Данный труд подготовлен блаженным Августином в 413-418 гг. Первая часть рассуждений была произнесена архипастырем в храме в виде проповедей, а вторая часть была, как предполагается, продиктована им для завершения этого трактата, возможно, несколько позже. Вероятно, Беседы произносились импровизиро­ванно и записывались стенографами в процессе про­изнесения. Поэтому его «Толкование на Евангелие от Иоанна» - это не научно-экзегетический трактат в собственном смысле слова, но скорее собрание проповедей для самой широкой аудитории.

***

Как отмечают исследователи духовного наследия блаженного Августина, «для него экзегеза Священного Писания была необходимой частью проповеди и по-настоящему важ­ным видом богословской деятельности». Такой подход был вызван заботой о собственной пастве. В проповеди блж. Августин находил смысл жизни, он говорил своим слушателям: «ради вас я живу» (18, 12, 1). Его «Толкование на Евангелие от Иоанна», впервые издаваемое на русском языке, ярко показывает личность блаженного Августина и его пастырский подход в деле проповеди Евангелия и объяснения его своей пастве. В сочинении проявляются как общецерковная позиция по богословским вопросам, так и положения, свойственные лично святителю, и присущие западной богословской традиции в целом.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать