***
1. Книга «Сыновья одной матери» посвящена морякам-подводникам, мужественно сражавшимся в Заполярье во время Великой Отечественной войны. Описывая боевые действия Северного флота, епископ Николай не ставит своей целью подробно рассказать обо всех военных операциях североморцев — об этом написано немало. В книге представлены те эпизоды, которые могут заинтересовать читателя, и прежде всего молодежь, побудить ее к более глубокому изучению военной истории нашей страны. Знакомя читателя с основными вехами биографий моряков, автор показывает, как взращивали они свои таланты, как становились командирами боевых кораблей не только по должности, но и по призванию и по своим внутренним качествам.
2. Свой рассказ о командирах подводных лодок автор предваряет цитатой из воспоминаний Адмирала Флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова, занимавшего в годы Великой Отечественной войны пост наркома Военно-морского флота: «Есть события, не стирающиеся в памяти. И сейчас, четверть века спустя, я отчетливо помню трагический вечер и ночь на 22 июня 1941 года. Уже за два дня перед тем наши морские силы были приведены в повышенную боевую готовность. Мы сделали это, не получив официального предупреждения о возможности войны и разрешения применять оружие. Указания последовали лишь около полуночи, когда до начала боев оставалось несколько часов. К счастью, флоты находились уже наготове, и в ту роковую ночь мы не потеряли ни одного боевого корабля…»
3. Капитаны подводных кораблей, о которых рассказано в этой книге, вступили в бой первыми, утром 22 июня 1941 года. Как отмечает автор, в истории русского флота много славных побед; немало в ней и страниц трагических, ведь служба морская опасна, как говорится, «по определению». Уже в древности моряки говорили: «плавать по морю необходимо, а жить не столь уж необходимо». Опасность морской стихии людей не отпугивала, а притягивала, человек море всегда любил и всегда в море стремился. Библия содержит немало упоминаний о море и мореплавателях, немало поэтических образов, связанных с этой водной стихией.
4. Вот, например, царь Давид в 103 псалме говорит: «Море великое и пространное: там плавают корабли». А к книге Исход мы читаем: «Море дружелюбное и помогающее народу Божию». В Откровении же: «Море безжалостно потопляющее, а затем отдающее свои жертвы на праведный Суд Божий». Море, поражающее своим грозным величием и вдохновляющее Псалмопевца и Екклесиаста на создание чудных песен. Море и особенно события, связанные с ним, по словам автора, - всегда заставляют вспомнить о Боге, побуждают человека к молитве. «Кто в море не тонул, тот Богу не молился», - гласит русская пословица. Вынесенная в эпиграф эта житейская мудрость может показаться кому-то преувеличением: краснофлотцы, командиры, члены коммунистической партии — разве могли они молиться? В Мурманске и храма-то не было.
5. Мы, - говорит владыка Николай, - конечно, не знаем, какими были последние мысли наших моряков, погибавших в морской пучине, но можем с уверенностью сказать, что за них молились матери, жены, невесты. «Русские матросы и солдаты, по моему мнению, - религиозно мыслящие люди, несмотря на общепринятый атеизм», - написал в конфиденциальном отчете помощник британского морского атташе в Мурманске И. Грей. Вспомним и об одной морской традиции: моряков, не вернувшихся на берег, не считают погибшими. Для всех они живы, просто не вернулись из боевого похода, а это, без сомнения, прочно укорененная в народном сознании вера — вера в то, что у Бога все живы: Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20: 38).
6. Их много, не вернувшихся. По данным историка подводного флота капитана 1-го ранга В. Н. Бойко, «в период Второй мировой войны 1939–1945 гг. было потеряно 109 советских подводных лодок (106 безвозвратно). Из них 44 погибли на минах, 8 потоплены подводными лодками, 17 — надводными кораблями, 8 — авиацией, 3 — совместно надводными кораблями и авиацией, 2 — береговой артиллерией, 8 — по точно не установленным причинам боевого характера, 7 — в результате аварий, 12 — по другим причинам не боевого характера. Море взяло к себе 3474 моряка-подводника». Из 106 безвозвратно потерянных три подводные лодки утонули до 22 июня 1941 года.
7. В День Победы, 9 мая, во всех храмах Русской Церкви за богослужением звучат молитвы об усопших воинах, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. При литургическом поминовении возносятся имена православных христиан, но в домашней молитве мы, наследники Великой Победы всего нашего народа, вправе помянуть всех воинов. Да, не все они исповедовали православную веру, многие принадлежали к иным религиозным конфессиям, но защиту родной страны считали своим священным долгом.
8. И в этой книге, по словам автора, нет упоминаний о религиозной стороне жизни подводников. Если она и была, то проходила сокровенно. По слову Священного Писания, по плодам их узнаете их (Мф. 7:20). Но разве подвиг моряков-североморцев, подвиг всего народа нашего не есть плод того глубоко укорененного в народном сознании тысячелетнего религиозного опыта, той народной веры, в которой непреходящими ценностями являются верность, готовность к жертвенному служению, защита ближнего своего ценою собственной жизни? И когда в наши дни в колоннах «Бессмертного полка» в День Победы их внуки и правнуки несут портреты фронтовиков, понимаешь, насколько глубоки, точны и достоверны слова песни «Вставай, страна огромная…»
***
Эта книга рассказывает о воинах Великой Отечественной войны — сыновьях разных народов, конечно, лишь о немногих, воевавших в Заполярье. Не все они были удостоены звания Героя Советского Союза, но героизм их не вызывает сомнения. Они явили подвиг жертвенной любви к Родине, которой верно служили. Не всем героям этой книги довелось дожить до Победы. Однако память о погибших жива - и не только в названиях боевых кораблей, городов и улиц, носящих имена героев-подводников. Память о них хранит и Русская Церковь, вознося молитвы о верных сыновьях общей матери — Родины.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!