***
1. В этой книге рассказывается о жизни и многочисленных прижизненных и посмертных чудесах святого великомученика и целителя Пантелеимона, прошедшего спасительный путь приближения и уподобления Господу Богу. Он был милостивым, и всем сердцем хотел помочь людям больным, страдающим, нуждающимся в его помощи. В книге повествуется и о Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, где покоится честная глава святого великомученика, и о пребывании ее в Москве в 1996 году. Приводится также Акафист великомученику и отрывок из книги Бориса Константиновича Зайцева «Святой Афон» о монастыре святого Пантелеимона.
2. В предисловии книги ее составитель Андрей Плюснин пишет: «Каждый день святая Церковь, а вместе с ней и верующие люди совершают память святых угодников Божиих. Делается это для того, чтобы мы обращались к ним с молитвой и, научаясь их добродетелям, освящались их святостью. Так происходит не потому, что мы лишены возможности обращаться непосредственно к Богу или что Господь в таком случае не слышит нас. Он вселюбящий Отец и принимает всякого приходящего к Нему, но воля Его такова, чтобы мы, обращаясь к святым, общались с ними и соединялись в Нем, а размышляя об их святости, думали о своей жизни, цели и призвании. Возможность общения со святыми в единой христианской семье в вере и любви, в чистоте и святости, в молитве - это дар Божий, за который необходимо благодарить Господа.
3. Жизнь великомученика Пантелеимона, о которой рассказывает первая часть книги, показывает нам этот истинный путь приближения и уподобления человека Богу. Бог не только велик и славен, и силен, Он еще и милостив. И святого Пантелеимона Святая Церковь называет «подражателем Милостивого». Ведь он был милостивым и всем сердцем хотел помочь людям больным, страдающим, нуждающимся в его помощи. Всего себя, как врач безмездный, он отдавал людям, потому, что любил людей. Помощь великомученика больным превзошла силу земного врачевания, он стал врачом благодатным. Святой Пантелеимон смог уподобиться Богу в Его силе, а вместе с Божественной силой пришла и слава. Слава не земная и преходящая, а та, которой прославляет человека Бог.
4. Читая житие святого, мы, по словам составителя, смотрим своим внутренним взором на его жизнь и видим, что он уподоблялся Богу в том, что человеку доступно, а Бог дал ему и то, что человеку недоступно. Больше полутора тысяч лет назад жил святой великомученик, но мы и ныне прославляем его и просим его помощи. А он слышит наши молитвы и имеет силу помочь нам. Как говорится в книге, почитание святого в Русской Церкви известно с 12 века: великий князь киевский Изяслав, во святом крещении Пантелеимон, имел изображение святого на шлеме и его заступлением остался жив в войну 1151 года. Под командованием Петра I русские войска в день памяти великомученика одержали две морских победы над шведами: первую - в 1714 году при Гангаузе и в 1720 году при Гренгаме.
5. А в 1863 году иеромонахом Арсением с Афона в Россию были перенесены частицы мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона. С тех пор их целебная благодать обильным потоком изливается в разных местах нашего Православного Отечества, о чем рассказывает вторая часть этой книги. Как отмечает Андрей Плюснин, «святой Пантелеимон, словом и делом прославивший Господа при жизни, сугубо прославлен и прославляется Им на небе и на земле! Ущедрив его при жизни благодатью неизреченных чудес, всесильный Бог не оставляет прославлять святого великомученика и по смерти, даруя ему силу чудотворения в исцелении различных болезней и скорой помощи всем, кто в трудных обстоятельствах жизни прибегает к нему с верою и благоговейным усердием.
6. К сожалению, чудеса эти в свое время не были никем записываемы, и потому у восточных христиан остались о них одни лишь слабые предания. Даже в Русской обители на Афоне не производили прежде запись чудес своего великого заступника, всегда обильно изливаемых им на людей, просивших его святой помощи. Братия обители сохраняли о некоторых чудесах лишь благоговейные воспоминания и передавали их друг другу устно, не считая нужным это записывать. Поэтому одни только хрисовулы, или дарственные грамоты, от разных царей и владетельных князей, сохранили достаточное свидетельство о том, что чудеса от святого великомученика и целителя Пантелеимона всегда струились неистощимым потоком. И некоторые из них описаны в этой книге.
7. История монастыря и подробное описание его строений представлены в третьей части издания. Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне, известный также как Россикон, или Новый Русик, традиционно считается «русским», хотя по составу насельников стал таковым лишь в последней четверти 19 века, когда перешел под фактический контроль Русской Церкви и российского правительства. По словам составителя, основание, или появление русской обители на Святой Горе теряется в глубокой древности. Мы не имеем точных сведений о первом ее основании, но можно сказать, что стремление русских людей на Афон было в России современно просвещению ее христианской верой. Так как фактически известно, что отец русских иноков, преподобный Антоний, до водворения своего в Киеве, два раза был на Афоне.
8. Путешествие преподобного Антония на Афон, конечно, не могло не возбудить в русских подражания, и, разумеется, не осталось бесследным. На своем нынешнем месте у моря обитель появилась после 1765 года. О том, как жила здесь русская иноческая община на протяжении последующих веков, рассказывает третья часть книги. А в четвертой ее части находятся акафист и молитвы великомученику Пантелеимону. Завершают издание приложения, рассказывающие о пребывании честной главы святого в Москве в 1996 году.
***
По словам издателей, «великомученик Пантелеимон почитается Православной Церковью как небесный покровитель воинов и милостивый целитель. Бесчисленны свидетельства русской истории об исцелениях святым Пантелеимоном болящих, а также о прекращении по его предстательству пред Богом страшных моровых поветрий и эпидемий. Ведущие духовную брань также прибегают к святому с мольбой об исцелении душевных язв. Святые мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему миру, а его честная глава с 14 века хранится в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, и монахи-святогорцы непрестанно молятся пред ней. И мы, обращаясь в молитвах к святому Пантелеимону, будем просить для себя милости Божией, мира, чистоты, святости и чтобы он исцелил нас душевно и телесно».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Всенощное бдение 18 мая 2024 года
Этот день в истории. 18 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!