У книжной полки. Святой пророк Моисей. Жизнь и история в прообразах и святоотеческих толкованиях

17 сентября 2024 г.

Значимой фигурой истории Ветхого Завета является святой пророк Моисей. Более того, он является величественным орудием в руках Божия Промысла, как человек, получивший от Самого Бога великую миссию быть подателем Закона. Ведь порой не только действия и предметы, но самые личности рассматривались святыми отцами и церковными писателями как таинственное указание на будущие события. Так и многие моменты и события жизни пророка Моисея были прообразами определенных реалий новозаветной истории. Об  этом рассказывает книга, вышедшая в свет в издательстве Сибирская Благозвоница. Она называется – «Святой пророк Моисей: жизнь и история в прообразах и святоотеческих толкованиях».

***

1. История Исхода евреев из Египта и сорокалетнего странствования по пустыне занимает одно из центральных мест в Священной истории Ветхого Завета. Она начинается в Египте, где потомки Авраама, Исаака и Иакова, раз­множившись, с течением времени образовали целый народ. Он назывался Израильским, по второму имени патриарха Иакова Израиль, а также еврейским, по имени патриарха Евера. Нередко его также называют избранным, потому что на него была возложена уникальная по сравнению со всеми остальными народами миссия — быть хранителем веры в истинного Бога, Твор­ца неба и земли.

2. Однако к тому моменту, когда начинают разворачиваться события Книги Исход, сыны Израилевы уже стали забывать веру своих праотцев и подпали под влияние египетской языческой религии. Утратив духовную свободу, они потеряли и гражданскую, приобретя рабский статус. К ним были приставлены надсмотрщики, которые заставляли их работать до изнеможения на строительстве, замешивая глину и изготав­ливая кирпичи. Со временем трудность этой рабской жиз­ни стала столь невыносимой, что вопль сы­нов Израилевых дошел до Господа (Исх. 3,9). И Он послал того, кому суждено было спа­сти Его народ от рабства, вывести из Египта, провести через бедствия и искушения в пустыне, дать Закон и образовать из него Церковь Ветхого Завета, — Моисея.

3. Большое дерево берет свое начало в маленьком семечке. Точно так же грандиоз­ные события истории целого народа порой начинаются с действий одного человека. Для еврейского народа таким человеком стал Моисей. Он является центральной фигурой всей истории Исхода. Неудивительно поэтому, что его личность служила объектом такого пристального внимания у святых отцов и церковных писателей начиная с самых первых веков существования Христианской Церкви. И первый вопрос, который сразу встает перед теми, кто обращается к этой ве­ликой личности, - о том, когда он жил.

4. О жизни святого пророка и рассказывает автор этой книги -  Павел Игоревич Мурилкин. Основой издания стала его магистерская диссертация, защищенная в Московской Духовной Академии в 2013 году. В предисловии автор пишет:  «Исход» означает «выход». Этим словом традиционно обозначается история выхода ев­реев из Египта. Последующее сорокалетнее странствование перед обретением новой роди­ны, обещанной Богом, — Земли обетованной — тот период, который неотрывно связан с ним. И главной фигурой здесь оказывается, не­сомненно, пророк Моисей, вождь и законода­тель, дарованный избранному народу Богом. В Исходе берет свое начало история не только сынов Израилевых как народа, но и самой духовной общно­сти, которую мы теперь называем Ветхозавет­ной Церковью. И Христианская, Новозаветная Церковь — исполнение ее обетовании, благо­словений и чаяний.

5. Как отмечает автор, ветхозаветный закон, который был основан в этот период, согласно христианскому учению, не был самодостаточным и имел, по слову апо­стола Павла, лишь тень будущих благ, а не са­мый образ вещей (Евр. 10, 1), то есть служил лишь приготовлением к Новому Завету, который установил Господь Иисус Христос. «Вся ветхозаветная история была направляема к указанию на Христа и Его великое дело спасения». Сам Спаситель неоднократно указывал на неразрывную связь двух Заветов и свидетельствовал о том, что Он пришел исполнить Ветхий Завет: Кроме того, многие уста­новления и события Ветхого Завета таинственно указывали на дело Домостроительства спасения человеческого рода, совершенное Искупителем с Его Пришествием в мир.

6. Эта тема взаимоотношения Ветхого и Но­вого Завета была объектом пристального вни­мания святоотеческой мысли с самого воз­никновения христианства. Ведь центральным моментом Ветхого Завета было ожидание Мес­сии — Христа, и христианские авторы, осно­вываясь на Священном Писании и Предании Церкви, стремились показать, что исполнение этого ожидания было реализовано в Иисусе Христе. Важно было подчеркнуть объектив­ную связь между двумя Заветами, происходя­щими от одного Божественного Откровения. Также огромную роль в деле раскрытия этого аспекта учения Церкви сыграл полеми­ческий момент. Необходимо было доказать пе­ред лицом иудеев, отрицавших Божество Хри­ста и приуготовительное значение Ветхого Завета по отношению к Новому, что первый нельзя рассматривать вне контекста второго и что Иисус из Назарета есть действительно Тот Мессия, о Котором говорили Закон и про­роки.

7. Кроме того Церковь в ранние века имела еще одну проблему в лице набиравших тогда силу и влияние гностиков и манихеев, которые силь­но извратили истинное христианское учение, представив его в совершенно ложном смысле. Они отрицали богодухновенность Ветхого За­вета, его статус Божественного Откровения. По­этому перед Церковью стояла задача защитить «тождество происхождения Закона и Еванге­лия как получивших начало от одного и того же Бога». Множество святых отцов и церковных пи­сателей первых веков посвятили этим важным вопросам свои многочисленные творения. Главный прием, которым пользовались при этом авторы, — усмотрение в реальных исторических лицах, вещах, событиях и действиях понятий о высших духовных пред­метах.

8. Неудивительно, что при выявлении таинственного смысла Священного Писания в цент­ре внимания оказались именно события Исхода. В действиях, событиях, отдельных подробностях, даже числах, встречающихся в повествовании, святые отцы и церковные писатели усматривали таинственное указание на события Нового Заве­та, а в пророке Моисее, центральной фигуре на­чального периода истории Ветхозаветной Церк­ви, видели прообраз Самого Христа. Понимал ли сам Моисей ту великую роль и свое преобразо­вательное значение? Об этом и многом другом размышляет автор на страницах этой книги.

***

Святые отцы и церковные писатели, истол­ковывая каждую подробность, о которой по­вествует нам автор Книг Исход, Левит, Числа и Второзаконие, строили поразительные и глу­боко содержательные рассуждения нравствен­ного характера, умозаключения, обнимающие собой множество уровней смыслов вплоть до символического и аллегорического. Ввиду не­возможности охватить их все в этой книге, автор остановился лишь на самых значимых момен­тах истории Исхода и жизни пророка Моисея, уделяя пристальное внимание тем прообразам, которые в них видели церковные писатели пер­вых веков христианства. Кроме того, автор выражает надежду, что этот скромный труд прольет еще больший свет на жизнь и значение пророка Моисея как почитаемого Православной Церковью святого.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X