У книжной полки. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Беседы о блаженствах евангельских

31 октября 2022 г.

Все мы хотим быть счастливыми. Но как этого достичь? Мир, лежащий во зле, готов дать нам тысячи рекомендаций и советов. А между тем христиане имеют истинный ответ на этот вопрос и пошаговую инструкцию, данную нам Самим Господом нашим Иисусом Христом. Это заповеди блаженств, которые записаны в Евангелии. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которой изложено толкование на эти заповеди известного и любимого многими святого, отца Иоанна Кронштадтского в надежде, что они помогут всем нам стать блаженными, то есть истинно счастливыми. Эта книга вышла в свет в издательстве «Сибирская Благозвонница» и называется – «Беседы о Блаженствах Евангельских».

***

1. 19 октября (ст.ст) 1829 года в селе Сура Архангельской губернии в бедной семье Ильи Михайловича и Федоры Власьевны Сергиевых родился сын. Думая, что он недолго проживет, родители его крестили сразу после рождения с именем Иоанн, в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Рыльского, великого светильника Болгарской Церкви. Но ребенок стал крепнуть и расти. А когда вырос, стал священником в Андреевском соборе города Кронштадта, где служил Богу и людям 53 года! Верою во Христа и любовью горел отец Иоанн, не помышляя о славе человеческой и о прочей суете житейской, проповедуя трудящимся и обремененным людям благое и легкое иго Христово. Но, несмотря на это, слава Кронштадтского пастыря разнеслась по всей России.

2. В дни его земной жизни тысячи страждующих обращались к нему: писали письма, просили совета, наставления, утешения. Писем было так много, что в Кронштадте было создано целое почтовое отделение, на которое приходили письма и телеграммы именно к отцу Иоанну Кронштадтскому. А иначе в этом ворохе писем, которые приходили лично ему, утопали и пропадали письма, приходившие в Кронштадт другим адресатам. Каждое утро в Андреевский собор приносили целые корзины записок и писем, на чтение которых у отца Иоанна уходило несколько часов. Иногда, не успевая всё прочитать, он налагал на всю эту корреспонденцию руку и молился, чтобы Господь помиловал, исцелил, укрепил, исполнил добрые просьбы людей, которые обращались к нему. И всё это Господь исполнял по его молитвам.

3. И уж конечно, послушать проповеди пастыря, услышать его слово, собиралось множество народа. Слушая его пастырские наставления, многие исправляли свой образ жизни, приносили истинное покаяние. Впоследствии проповеди отца Иоанна составили три тома, содержащие общим счетом до 1800 страниц. Всё это является замечательным памятником святой личности праведника и не исчерпаемым материалом для назидания. Все его слова и поучения - подлинное веяние Святого Духа, раскрывающее нам неисследимые глубины Премудрости Божией. В них поражает дивное своеобразие во всем: в изложении, в мысли, в чувстве. Каждое слово - от сердца, полно веры и огня, в мыслях - изумительная глубина и мудрость, во всем поразительная простота и ясность. Нет ни одного лишнего слова, нет "красивых фраз". Их нельзя только "прочитать" - их надо всегда перечитывать, и всегда найдешь в них что-то новое, живое, святое.

4. В рамках нравственных сочинений отец Иоанн удостоверяет нас в необходимости искренней веры, любви к Богу и ближнему, устроения жизни в соответствии с образом жизни Христа, непрестанной духовной борьбы с греховными страстями и пороками, в преданности вере и Церкви Православной, как единой спасающей.  Всё это является основной мыслью его толкования Блаженств Евангельских. Они составлены на основе катехизических бесед отца Иоанна, объясняют смысл девяти Заповедей Блаженства, заповеданных Господом в Нагорной проповеди. Начиная эти беседы, батюшка, обращаясь к собравшимся, призывает их «приклонить, ухо (не внешнее только, но наипаче внутреннее) к слушанию заповедей Господних для достижения блаженства».

5. Далее он отмечает, что человек создан Богом в начале блаженным и для блаженства, при том вечного; но грех, вошедший в мир, одним человеком, разрушил блаженство всех людей и подверг их проклятию, многоразличным скорбям, напастям, болезням и, наконец, смерти временной и вечной. Только бесконечная любовь Бога Творца к падшему Своему созданию, которого Он почтил образом и подобием Своим, могла снова найти средство воcстановить его и открыть возвратный путь к утраченному блаженству. Это средство к воcстановлению падшего человека есть воплощение, жизнь между людьми, Божественное учение и чудеса, страдание, крестная смерть и воскресение из мертвых Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. А возвратный путь к блаженству – последование Его учению, житию, участие в Его таинствах и повиновенье законным пастырям и учителям Церкви. Иного пути к блаженству нет, - утверждает Кронштадтский пастырь.

6. По словам отца Иоанна, всякий из нас жаждет блаженства, боится и убегает скорбей и болезней! Только, к сожалению, - говорит батюшка, мы жаждем и ищем блаженства на земле, где его нет, а не на небе, где оно пребывает во веки; боимся и убегаем скорбей и болезней, но они наибольшею частью для нас, если не необходимы, то полезны, потому что врачуют недугующую многоразличными страстями бессмертную душу. Да, Господь создал для нас многие земные радости, которыми пользоваться не запрещает, например, Сам Бог дал вино, веселящее сердце человека, или открыл людям искусство играть на псалтири, гуслях, органе, тимпане и на многих других музыкальных инструментах; Сам окружил нас поющими птицами, как бы призывающими нас к радости и блаженству; Сам распростер пред нашими глазами величественное зрелище природы, в которой повсюду видим радость и счастье тварей, как бы зовущих и нас к сорадованью.

7. Но, как отмечает отец Иоанн, всеми этими благами, "надо пользоваться весьма умеренно и отнюдь не прилепляться к ним, а стремиться к обещанному блаженству наипаче тесным путем труда, бденья, молитвы, воздержанья, чистоты и всякой добродетели, в которой невозможно преуспеть без великих скорбей и искушений. А истинный путь к блаженству мы можем найти при руководстве девяти заповедей Господних о блаженстве, которые Он произнес на горе для Своих учеников и народа, и которые для всегдашнего поученья и напоминания нам поются или читаются ежедневно на литургии, на малом входе, когда отверзаются, в первый раз, царские двери". В следующей беседе отец Иоанн рассказывает о том, почему эти заповеди исполняют на Литургии именно в это время, говорит о значении малого входа, алтаря и царских врат. Это объяснение, по словам праведного Иоанна, служит к пояснению и некоторому истолкованию всех заповедей о блаженствах!

*** 

На рубеже 19-20 веков святой праведный Иоанн Кронштадтский стал для многих людей «светильником веры», который возжег Господь для России в нелегкое для нее время. Сам стяжавший благодать Духа Святого, Кронштадтский пастырь призывал к тому и всех остальных, причем слово его было словом человека, «власть имеющего». Ведь его истинность батюшка подтвердил своей жизнью, подвигом пастырского и общехристианского делания. Его слово и сегодня действенно и богодухновенно, проникает вглубь сердца, освещая и согревая его светом Христовой любви и благодати и воспламеняя в нем ревность к богоугождению. Поэтому будем обращаться почаще к душеполезным творениям праведного Иоанна Кронштадтского, которые частично представлены на страницах этой книги.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать