***
1. Как отмечает в предисловии книги священник Александр Зелененко, в просветительском служении Церкви катехизация имеет важнейшее значение. Катехизация - это наставление в вере и оказание необходимой помощи человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, в приобщении к христианскому образу жизни. Преемство веры, заповеданное Христом Спасителем Своим ученикам: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28, 19-20), сохраняется как непреложное правило введения в Церковь новых ее членов. И Церковь призвана сохранять и передавать веру, продолжать дело Христа во исполнение слов Его: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16).
2. Пренебрегать осуществлением катехизации как веропреемства сегодня - значит забыть важность Божественного повеления и Предания Церкви, а такое забвение уже привело Россию в XX веке к духовной катастрофе, в результате чего целые поколения людей оказались оторванными от веры и церковной жизни. Отступление от веры привело к великим скорбям и страданиям наш народ, о которых пророчески предупреждал святой праведный Иоанн Кронштадтский. В настоящее время возникла острая необходимость обучения крещеных людей основам православного вероучения, так как за последнее столетие христианское образование в нашем отечестве оказалось практически разрушенным.
3. Большая часть нынешних «христиан», по словам отца Александра, бывает в церкви, образно говоря, всего три раза в жизни: при крещении, венчании и отпевании. Чтобы исправить это плачевное состояние, необходимо проводить духовно-просветительскую работу с людьми, готовящимися принять Таинство Крещения, и с теми, кто уже крестился. Необходимо повсеместно возрождать практику огласительных и катехизических бесед о вере и церковной жизни, понимая, что все наши бедствия есть следствие ослабления духовной жизни. Это сейчас осознают все неравнодушные к судьбам людей, Церкви и отечества пастыри и миряне. Катехизация, подобно солнечному лучу, должна проникать во все слои общества, охватывать всех, чьи сердца ищут живой веры в Бога, подобно тому как Евангельское благовестив проникло во все концы вселенной.
4. Основная задача катехизации - пробудить сердце человека, чтобы он, услышав слово благовестия, обратился ко Христу, решился отложить свои прежние греховные привычки и начал путь богоугодной жизни. Достижение этой цели во многом зависит от личных и духовных качеств самого катехизатора, его ревности и искреннего желания привести людей ко Христу. Слушающие должны видеть в нем живой пример исполнения Евангельских заповедей, пример любви и заботы о ближних, которому сразу захотелось бы последовать. Митрополит Антоний Сурожский говорил об этом так: «Человеку, чтобы уверовать, важно увидеть в глазах верующего человека свет вечной жизни». Такой свет исходил от отца Иоанна Кронштадтского, а пример его жизни во Христе, слова проповедей и поучений пробуждали и покоряли десятки тысяч людей, которые по его примеру вставали на путь спасения.
5. Беседы, которые представлены на страницах этой книги, не содержат красивых слов и оригинальных выражений, но отличаются ясностью и глубиной мысли, опирающейся на библейский текст и святоотеческие творения. Составлены они ясно и доступно для понимания даже простыми людьми. Умение сказать просто о вещах сложных и трудных для восприятия - это особый дар, которым при исключительной богословской учености обладал отец Иоанн. Святые Церкви, жившие под водительством Духа Божьего, - наши лучшие учителя. В каждом слове Кронштадтского пастыря чувствуется особенная сила как отражение силы его собственного духа. Первые четыре беседы посвящены учению о Боге - Пресвятой Троице, которое, по словам святого праведного Иоанна Кронштадтского, «так важно и судьбоносно, что в вере христианской нет ничего важнее и возвышеннее этого учения».
6. Это учение, как отмечает отец Александр, до конца непостижимое для человеческого ума, излагается им просто и понятно. А святой Иоанн об учении о Пресвятой Троице, говорит, что оно «так важно, что в вере христианской нет важнее и возвышеннее этого учения; а все другие знания человеческие, относящиеся к земной жизни нашей и не касающиеся веры, если взять их вместе, — в сравнении с познанием единого Бога, в Троице покланяемого, — то же, что едва заметная точка: потому что Бог есть Источник всякой премудрости и знания и — познание Бога во Святой Троице есть жизнь вечная для разумных тварей. Без исповедания Пресвятой Троицы нет христианства. Без исповедания Пресвятой Троицы у нас не было бы ни Церкви, воспитывающей нас для неба, ни Таинств, которыми она освящает, подкрепляет и руководит нас в страну бессмертия; без учения о Святой Троице Страшный Суд, воскресение мертвых, воздаяние каждому по делам (ср.: Рим. 2, 6) в будущей жизни были бы для нас пустыми словами».
7. Вот как важно это учение, поэтому беседа о Пресвятой Троице и открывают эту книгу. В последующих беседах также доступно излагается о Боге Творце и Промыслителе мира, о грехопадении, об искуплении рода человеческого Христом Спасителем. Поэтапно проводя слушателей по пути познания основ православной веры, отец Иоанн призывает активно включиться в жизнь Церкви, участвовать в ее Таинствах с тем, чтобы по-настоящему встать на путь покаяния, доброделания и спасения души.
***
Беседы катехизического содержания святого праведного Иоанна Кронштадтского, впервые изданные в 1859 году, и сегодня могут принести неоценимую пользу в деле духовного просвещения. Они отличаются простым, ясным и подробным изложением глубочайших истин православной веры. В каждом слове Кронштадтского пастыря чувствуется особенная сила как отражение силы его собственного духа, ведь пример его жизни во Христе, его проповеди и поучения пробуждали и обращали на путь спасения десятки тысяч людей. Эта книга будет полезна как тем, кто только начинает свой путь христианина, так и тем, кто давно находится в церковной ограде: священникам, катехизаторам, миссионерам и всем православным христианам, желающим лучше узнать свою веру и приобщиться к святоотеческому наследию.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!