У книжной полки. Святой благоверный князь Даниил Московский

15 марта 2024 г.

«Поздней осенью 1261 года была радость в Русской земле. В стольном городе Владимире у Великого Князя святого Александра Ярославича Невского родился сын Даниил. Взошла кроткая и смиренная звезда на небосклоне Русской Церкви. Никто не знал тогда, что рожденный младенец - избранник Божий, которому Господь судил положить основание будущему Русскому государству и пестовать первый росток его, охраняя подвигом своей жизни. Не ведали также о том, что от младенца сего, как от благого корня, процветет плодоносная ветвь российских правителей, Великих Московских Князей и Царей, продолживших начатое святым князем дело устроения нашей Отчизны». Такими словами начинается житие святого князя Даниила Московского, вошедшее в состав книги, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию.

***

1. Книга под названием «Святой благоверный князь Даниил Московский» вышла в свет в издательстве Даниловский благовестник и посвящена 40-летию возрождения Данилова монастыря. В предисловии издания епископ Солнечногорский Алексий пишет: «720 лет назад в Даниловской обители завершил свой земной подвиг благоверный и преподобный князь Даниил Московский, младший сын святого Александра Невского. Русская земля простилась с благочестивым князем-тружеником. Церковь Небесная приняла в свои селения еще одного угодника Божия. Церковь земная обрела нового заступника и молитвенника пред Престолом Господним. В наследие потомкам князь Даниил завещал Московское княжество со святым градом Москвой, уготованным к тому, чтобы стать оплотом русской силы, сердцем России. Здесь началось собирание разрозненных русских земель; и здесь, по слову Николая Михайловича Карамзина, «спаслися Отечество и Вера».

2. Благоверный князь Москвы явил потомкам пример благочестивого и мудрого правителя. В любом деле важны истоки. Жизнь князя Даниила, родоначальника Великих Князей и Царей Московских, была чистым источником, из которого почерпали святые заветы правления Русской землей ее Государи. Милостивым, смиренномудрым, бескорыстным - таким был Московский князь. Особенной добродетелью святого Даниила было миролюбие. Он жил в трудное время татарского ига и княжеских междоусобиц, но всегда был мирен душой и не оставлял братской любви к враждующим сродникам - зная, что раздор побеждается любовью и кротостью.

3. Был он и Богомудрым устроителем своего владения. Летописцы не говорят о том, как князь Даниил хозяйничал в доставшемся ему малом уделе, но современные научные изыскания подтверждают, что богатства Москвы при его правлении умножались. Увеличивалось и население города. Люди стекались под власть рассудительного князя и добросердечного отца, каким он был для своих подданных. Милосердным князем-отцом святой Даниил, по словам владыки Алексия, пребывает и по своей кончине. По молитвам к нему, как в прежние века, так и ныне, происходят многие чудеса и исцеления. Князь откликается на самые малые наши просьбы.

4. В память о себе и в укрепление потомкам святой Даниил оставил свои честные мощи и основанный им Данилов монастырь. 30 августа 1652 года мощи, не поврежденные тлением и источающие силу Божию, торжественно перенесли в монастырский храм Семи Вселенских Соборов и установили для поклонения верующих. Так был прославлен князь Даниил Александрович. Еще прежде, в 16 веке, было составлено его первое Житие - для Степенной книги Царского родословия. Богоугодную жизнь смиренного первоначальника Москвы описали, чтобы поучались в ней русские Государи и, подобно ему, принимали власть как служение Богу и Отчизне. В Житии Праведника полезно назидаться и нам, - говорит владыка Алексий. Памятуя о Святых, мы удостаиваемся не только их защиты, но и любви».

5. В этой книге собраны известные ныне Жития Святого (первое из них написано в середине 16 века, позднейшее – в конце 19 столетия); приведены летописные свидетельства о трудах и подвигах князя Даниила; даны фрагменты из сочинений русских историков о святом Московском князе. Составлено новое Житие, при работе над которым были изучены летописные и иные источники, а также учтены данные современных научных изысканий. В книгу включены новейшие исследования по Иконографии и Службам, прославлявшим святого князя Даниила на протяжении столетий.

6. Обращаясь к иконографии святого, издатели отмечают, что князь Московский Даниил прославлен во святых и как благоверный князь, и как преподобный. Оставив «начальство княжения державы» и «пространный мира путь», он в конце жизни принял схиму, став святым молитвенником за Русскую землю. В дошедших до нас изображениях святой князь Даниил предстает и защитником Православной Руси князем-воеводой, и богомудрым князем-правителем, и богоблаженным князем-схимником. В царствование Иоанна Грозного в художественных мастерских митрополита Макария был создан огромный Летописный свод, в миниатюрах которого отразились главные события русской и мировой истории.

7. Великий Князь Данило Александрович Московский (так его имя звучит в тексте Летописного свода) изображен в нескольких миниатюрах издания, которым соответствуют исторические тексты. Миниатюры `занимают большую часть листа рукописи. Выделение сюжетов на разных планах, цветовые акценты и выразительный язык жестов позволяют «читать» исторические события. Подробнее об этих изображениях, и о других иконах святого князя говорится на страницах книги. Скажем несколько слов об одной из более молодых икон – о храмовом образе придела во имя святого благоверного князя Даниила Московского в церкви Семи Вселенских Соборов, созданного в 1991 году.

8. В основе композиции иконы - роспись Архангельского собора Московского Кремля. Преподобный князь-схимник Даниил обращен в молитвенном жесте ко Христу: образ Спасителя помещен в иконостасе у Царских врат рядом с иконой преподобного Даниила. Язык образа каноничен, изображен Святой, преображенный и освященный благодатью Святого Духа. Преподобный Даниил пребывает в молитве, в области Божественного света. Чистота линий контура, гармоничность пропорций и цвета выражают святость, высоту молитвенного подвига Преподобного. Князь Даниил молится за Русскую Землю и державный град, оставаясь «первым в граде своем начальником». К первоначальнику и покровителю Москвы прибегает множество людей, прося в молитве пред его иконами и у его святых мощей укрепления в православной вере, мирного устроения духа и братолюбия, единения Российской Державы.

***

Как отмечает епископ Солнечногорский Алексий, «в течение веков не угасала молитва к святому князю Даниилу. Но особенно горячие мольбы возносились в переломные для России эпохи. Так было, например, накануне Смуты в начале 17 века, так было и в дни испытаний, последовавших за революцией 1917 года. Почитание князя Даниила продолжается и в наше время. Нам теперь особенно, по словам владыки, необходимо стяжать добродетели, отличавшие этого мудрого Государя и святого человека, — миролюбие, жертвенную любовь к ближнему, верность Богу и Его заповедям. Сохраняя святые заветы и уповая на предстательство князя Даниила пред Богом, испрашивая его молитв, мы сможем преодолеть трудности и вернуться к своим истокам – к тем идеалам, которыми всегда была крепка Россия».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать