***
1. Книга «Святой Димитрий Донской» вышла в свет в издательстве «Абрис» в серии «История России». В ее предисловии, автор-составитель Евгений Лукин пишет: "Великий князь Димитрий Иванович Донской стал почитаться как избранник Божий почти сразу после Куликовской битвы. Уже автор «Слова о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского», созданного на рубеже 14-15 веков, нарек его святым, хотя до канонизации русского полководца оставалось еще полтысячелетия.
2. В ту же давнюю пору на фресках московских соборов появился иконописный образ прославленного князя с сияющим нимбом над головой. Древнерусские иконописцы зачастую изображали Димитрия Донского вместе с преподобным Сергием Радонежским, благословившим его на ратный подвиг. Священное почитание победителя в кровопролитной битве, которая коренным образом изменила ход российской истории, распространилось по всей Руси, и к моменту его прославления в лике святых в 1988 году было повсеместным. Многие русские православные люди не сомневались в необходимости канонизации великого заступника Русской Церкви, великого спасителя нашего Отечества. Ведь о святости праведного русского воителя свидетельствовал весь его жизненный путь.
3. Димитрий Иванович родился 12 октября 1350 года в семье Звенигородского князя Ивана Ивановича Красного. После смерти отца опекунство над девятилетним Димитрием взял митрополит Алексий святитель Московский и всея Руси чудотворец, который воспитал своего подопечного в духе истинного христианского благочестия. Еще юн был он годами, свидетельствовал летописец, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел и непристойных слов не любил, и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал, Божественное Писание всегда с умилением слушал и о церквах Божиих имел большое попечение.
4. В 1362 году Димитрий Иванович получил ханский ярлык на великое княжение и возглавил борьбу за сплочение русских удельных князей вокруг московского престола. Он породнился с князем Дмитрием Константиновичем Суздальским, женившись на его дочери Евдокии, заключил союзнический договор со своим двоюродным братом Владимиром Андреевичем Серпуховским, усмирил нижегородского князя Бориса Константиновича. Особенно сильное сопротивление оказали Рязань и Тверь. Не желая подчиняться молодому московскому правителю, тверской князь Михаил Александрович объединялся то с Литвой, то с Ордой, однако, в конце концов, был вынужден признать верховенство Москвы.
5. В этом последовательном упрочении единодержавия Димитрий Иванович опирался на поддержку святителя Алексия и преподобного Сергия Радонежского. Такое единение было крайне необходимо накануне решающей битвы Руси с Золотой Ордой, которая произошла на Куликовом поле 8 сентября 1380 года от Рождества Христова. Почему великий князь московский решился мужественно противостоять нашествию полчищ золотоордынского военачальника Мамая? Какая смертельная опасность угрожала тогда русской земле в случае ее полного ордынского покорения? Как известно, свод законов Чингисхана, именуемый Великой Ясой, предписывал «щадить страны и города, которые покорялись добровольно, освобождать от всякой дани и почитать храмы, посвященные Богу, а равно и служителей Его».
6. Этим сводом всецело руководствовался внук Чингисхана хан Батый, когда, завоевав русскую землю, предоставил упомянутые привилегии Русской Церкви. Однако в 1313 году на золотоордынский престол воссел хан Узбек, когорый предложил своим противникам выбрать либо вступление в ислам, либо войну. Об этой смертельной угрозе, нависшей над Русью и ее Церковью, было хорошо известно не только великому князю Димитрию Ивановичу, но и всем русским князьям. Именно она подвигла их забыть о прежних раздорах и распрях и заранее объединить свои силы ради общего дела избавления русской земли от монголо-татарского ига. На Куликовом поле русские полки, по словам автора древнерусской песни «Задонщина», сражались «за землю Русскую, за веру христианскую, за обиду великого князя». Именно здесь родилась эта великодержавная триада, которая затем превратилась в боевой клич «За веру, царя и Отечество!».
7. Куликовская битва также ознаменовалась явлением чудотворной Донской иконы Богородицы, которую вручили после сражения князю Димитрию Ивановичу донские казаки. Укрепленная на древке как хоругвь, эта икона вела русские полки в бой, вдохновляя воинов на победу. Димитрий Иванович с благоговением принял ее, повелев поместить в Благовещенском соборе Московского Кремля. Легенда о Донской иконе Богородицы, обретенной во время Куликовской битвы и ставшей святой заступницей Москвы от врага вошла в основу драматической поэмы автора-состпвителя этого сборника, современного петербургского поэта Евгения Лукина "Непобедимая воевода".
8. Кроме этого произведения в книгу вошли «Слово о житии и преставлении князя Дмитрия Ивановича», созданное на рубеже 14-15 веков, первый стихотворный перевод древнерусской песни – «Задонщина» 14 века, а также глава из книги Василия Татищева «История Российская», написанная известным русским государственным деятелем и историком в середине 18 столетия. Внимание читателей, несомненно, привлекут малоизвестные произведения талантливых авторов 18-20 веков, которые не переиздавались с момента их первой публикации! Книгу украсили поэтические произведения: отрывок из трагедии в стихах «Димитрий Донской» ныне забытого русского драматурга Владислава Озерова, а также стихотворения русских поэтов 19-20 столетий. Богато иллюстрированная древнерусскими иконами, фресками и летописными миниатюрами, а также картинами русских художников 18-20 веков, эта книга станет прекрасным подарком к памятным датам русской истории.
***
Память о великом ратоборце Димитрии Ивановиче всегда была жива в народном сознании. Она вспыхивала с удвоенной силой перед смертельной опасностью, которая то и дело грозила нашему Отечеству. Так было во время Отечественной войны 1812 года, когда французские войска под предводительством Наполеона захватили Москву. Так было и в 1941-м, когда на внезапное вторжение гитлеровских войск в наши пределы Патриарший Местоблюститель, митрополит Московский и Коломенский Сергий незамедлительно отозвался посланием к пастырям и верующим, в котором вспомнил о святых вождях русского народа Александре Невском и Димитрии Донском, полагавших души свои за народ и родину. И сегодня мы вновь обращаемся в молитвах к святому князю Димитрию о заступничестве за землю русскую, о великих деяниях которого рассказывает эта книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!