У книжной полки. Святоотеческое наследие и церковные древности. А.И. Сидоров

20 июня 2022 г.

Более двух лет назад, 23 февраля 2020 года, ушел в мир иной автор собрания сочинений под общим названием «Святоотеческое наследие и церковные древности» профессор Московской и Сретенской духовных академий Алексей Иванович Сидоров, при жизни которого успели увидеть свет пять томов его работ, причем некоторые из этих томов стали уже библиографической редкостью. Сегодня мы предлагаем вниманию читателя шестой том из этого собрания сочинений под названием - «Очерки по византийской патрологии». С таким названием он был задуман самим автором незадолго до его кончины, в то время, когда он мужественно проходил трудный этап борения с тяжелой смертельной болезнью. Об этой книге, в частности и о всем собрании в целом, - мы расскажем далее в нашей программе.

***

1. «Патрология», «патристика», «древнецерковная письменность». «Святые отцы и учители Церкви», «церковные писатели». Эти понятия теснейшим образом связаны между собой и часто употребляются почти в тождественном смысле. Однако между ними наблюдаются некоторые существенные различия. А в чем они заключаются, понятно далеко не каждому православному человеку. В то время как изучение святоотеческой и древнецерковной литературы должно занимать одно из важных мест в жизни любого христианина. Немало на этой ниве и потрудился известный православный ученый-патролог, доктор церковной истории, профессор Московской Духовной Академии Алексей Иванович Сидоров, собрание трудов которого выпускает издательство «Сибирская Благозвонница». 

2. В рамках нашей программы уже были представлены пять томов из этого издания. Вкратце напомним их содержание. Первый том имеет название - «Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера)». В него вошли статьи, в которых подробно исследуется исторический путь православного богословия 1-6 веков на материале святоотеческих творений, раскрывается святоотеческое отношение к наследию античной философии, рассматривается суть Таинства покаяния на материале церковной письменности, а также древнецерковная экзегеза и тема соборности. В статье «Размышление о судьбе православной патрологии» автор констатирует обязательность сугубо церковного подхода к изучению святоотеческих творений.

3. Во второй том под названием «Доникейские отцы Церкви и церковные писатели» вошел переработанный «Курс патрологии. Возникновение церковной письменности», вышедший впервые в 1996 году. Он обогащен еще одним разделом, посвященным жизни, трудам и учению св. Иринея Лионского. А в Приложении помещен перевод известного памятника древне-церковной письменности — «Дидахе» (Учение двенадцати Апостолов) с сопроводительной статьей и комментариями. Третий том называется - «Александрия и Антиохия в истории церковной письменности и богословия». В него включены работы, написанные в течение 17 лет - с 1996 по 2012 год; некоторые из них публикуются впервые.

4. Четвертый том называется - «Древнее монашество и возникновение монашеской письменности» и включает в себя работы, написанные автором в течение 15 лет - с 1998 по 2013 год. В них дается обзор истории древнехристианского монашества 4-6 веков в основном через призму письменных памятников, в которых заключены драгоценные жемчужины иноческого духовного опыта, прочно вошедшие в фундамент церковного сознания. Пятый том - «От золотого века святоотеческой письмен­ности до окончания христологических споров» - включает работы, написанные в течение почти 28 лет - с 1986 по 2014 год. Книга делится на три раздела, каждый из которых посвящается отцам Церкви и церковным писателям - видным представителям древнецерковной письменности и богословия определенного периода.

5. И вот, наконец, шестой том - «Очерки по византийской патрологии». Он включает в себя работы, написанные в течение 25 лет — с 1995 по 2019 год. Как отмечает в предисловии автор, идея этих очерков возникла вполне закономерно. Предвосхитило ее одно рассуждение отца Георгия Флоровского, который в свое время писал: «Мы все стремимся ограничить круг признанных - и явно не готовы включить в число святых отцов "византийских богословов". Мы стремимся провести жесткую границу между "патристикой" в более или менее узком смысле и "византинистикой". Мы всё еще считаем "византийскую эпоху" каким -то упадочным придатком к "Веку отцов". Мы всё еще сомневаемся, имеет ли она какое-нибудь значение для богословской мысли.

6. Но византийское богословие - это никак не "повторение" богословия отцов, и то новое, что было в нем, ничем не уступает сокровищам "древнего" христианства. Византийское богословие органически продолжает Век святых отцов». И действительно, - отмечает Алексей Иванович, - классические курсы патрологии обычно заканчиваются жизнью, творениями и богословием преп. Иоанна Дамаскина, а последующие периоды освещаются очень выборочно, и цельная картина развития святоотеческой письменности обычно ускользает от нашего внимания. Конечно, преп. Симеон Новый Богослов или свт. Григорий Палама привлекали и привлекают внимание как исследователей, так и читающей публики, но это лишь отдельные вершины, которые часто затеняют собою другие, пусть не столь возносящиеся горе, но имеющие также немалое значение в нашем адекватном восприятии церковного Предания.

7. Поэтому автор ставил перед собой задачу дать общую картину исторического пути, пройденного церковной письменностью в иконоборческий, средне- и поздневизантийский периоды. Он не стремился предложить и научное исследование, поэтому во многом эта книга является компиляцией, почему и называется «Очерки». Хотелось бы подчеркнуть, - говорит Алексей Иванович, - что в центре внимания ее находится именно патрология, а не патристика, почему и зачином книги являются два эссе под названием - «Узкий путь святоотеческого богословия», определяющие всю тональность повествования.

8. Безусловно, - отмечает автор, - охватить в самом беглом обзоре сложную, неоднозначную, а часто и противоречивую картину святоотеческого наследия этих периодов не представляется возможным. Поэтому мы ограничились скромными целями наметить главные ориентиры и тенденции развития византийской патрологии на примере наиболее значимых личностей, их творений и преобладающих интуиций их миросозерцания.

***

В предисловии к первому тому собрания сочинений под общим названием «Святоотеческое наследие и церковные древности» Алексей Иванович Сидоров признавался читателям, что идея собрать свои работы в одно многотомное издание, принадлежит не ему лично, но его студентам. Порой на лекциях он советовал им обратиться к той или иной его статье или книге, но они жаловались, что достать их не всегда бывает возможным. Поэтому и возникла мысль издать то, что было написано ученым-патрологом на протяжении более тридцати лет. Эта книга, как и всё собрание сочинений, по мнению издателей, будет интересна не только преподавателям и учащимся духовных и теологических учебных заведений, но и всем тем, кого интересуют история Церкви и богословская наука.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать