***
1. «Разумеешь ли, что читаешь? Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» Этот известный многим диалог из Книги Деяний прекрасно показывает, что невозможно понять Священное Писание самому, не будучи кем-то наученным. И примеры из нашей жизни — прямое тому подтверждение. Один человек, крестившись в зрелом возрасте, решил самостоятельно изучить веру. Еще со школьной скамьи он привык сам разбираться и доходить до самой сути правил и теорем. И теперь, надеясь на свои способности, он взялся за самостоятельное изучение Евангелия. С усердием читал он главу за главой и, как ему казалось, добрался до истины. И вот к чему он пришел.
2. «Иисус Христос, по его мнению, родился как обычный человек, жил чисто и праведно, и за это при крещении в Иорданских водах получил особую благодать от Бога и способность лечить болезни, изгонять бесов, ходить по водам, кормить тысячи людей несколькими хлебами и прочее». И человеку очень захотелось того же: «Вот бы и мне иметь такие возможности! — подумал он. — Но как? Наверное, надо хорошо жить: делать добро, другим говорить о вере — и сила чудотворений будет дана!?». Вот такое странное понимание Евангелия сложилось в результате, когда человек пытался понять его своим умом, зараженным греховными понятиями и представлениями. Не случайно Церковь учит читать Евангелие с толкованиями святых отцов.
3. Другой пример человека, который начал читать Священное Писание еще в советский период и всем своим знакомым бесстрашно говорил о Боге. Одни его слушали с интересом, другие спорили, третьи предупреждали об опасных последствиях такой смелости. Но он никого и ничего не боялся, продолжая «проповедовать». С началом перестройки открылись храмы, появилась возможность посещать богослужения, читать православную литературу. Этот человек тоже делал попытки воцерковления, но что-то пошло не так — и из проповедника он постепенно превратился в богохульника. Из этого примера видно, что этому человеку чтение и проповедь Священного Писания пошла не на пользу. Возможно, что делал он это не с тем намерением, каким должно.
4. «Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испущает луч жизни. Пренебрежение жизни – смерть». Евангелие, как и все книги Священного Писания, богодухновенно, то есть написано святыми людьми по внушению Святого Духа и полноценно пониматься может только теми, чей ум просвещен Святым Духом. Таковы были святые отцы, таковы их писания. «Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения святых отцов! Это — мысль гордая, опасная. — предупреждает святитель Игнатий (Брянчанинов). — Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование посредством их писаний».
5. Примеров различных заблуждений в современной церковной практике немало, и основная причина ошибок в том, что мы пытаемся постичь Священное Писание своим умом. Наш ум, к глубокому нашему сожалению, поврежден грехопадением и не способен сразу к пониманию вещей духовных. Поэтому, чтоб изучить Священное Писание нам надо прибегать к помощи людей более опытных, или к творениям святых отцов. Вспомним, что даже самым простым вещам нас всегда обучали: родители, воспитатели, педагоги. Тем более изучение веры. Но нам почему-то представляется это делом легким, к которому мы, имея светское образование и житейский опыт, считаем себя вполне способными, и по этой причине в учителях как будто не нуждаемся. А такая самоуверенность может сослужить нам плохую службу.
6. В правильном понимании слова Божия нам необходима помощь, и поэтому Церковь учит нас читать Евангелие с толкованием. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «При чтении евангелистов должно читать и «Благовестник», то есть объяснение Евангелия блаженным Феофилактом, архиепископом Болгарским. Чтение «Благовестника» необходимо: оно способствует правильному пониманию Евангелия и, следовательно, точнейшему исполнению его. Притом правила Церкви требуют, чтоб Писание было понимаемо так, как объясняют святые отцы, а отнюдь не произвольно: руководствуясь в понимании Евангелия объяснением святого отца, объяснением, принятым и употребляемым Церковью, мы сохраним предание Святой Церкви… В чтении отеческих писаний нужно соблюдать постепенность и никак не читать их поспешно».
7. Как мы уже сказали в начале передачи, в книгу входят статьи святителя Игнатия (Брянчанинова) о чтении Евангелия и святых отцов. Приведем здесь некоторые его высказывания: «Святые Отцы научают, как приступать к Евангелию, как читать его, как правильно понимать его, что содействует, что препятствует к уразумению его. И потому сначала более занимайся чтением святых Отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие: тогда уже преимущественно читай Евангелие». «Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это – книга жизни, и надо читать ее жизнию». «Постарайся, чтоб Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу, чтоб ум твой, так сказать, плавал в нем, жил в нем: тогда и деятельность твоя удобно соделается евангельскою. Этого можно достичь непрестанным благоговейным чтением, изучением Евангелия».
***
Все эти и многие другие глубоко назидательные слова вы найдете в приложении к Евангелию. Надеемся, что его чтение принесет вам большую пользу и поможет строить свою жизнь согласно евангельским заповедям. Так же напомним, что более доступным для понимания будет «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета» архиепископа Аверкия (Таушева), почти современного нам автора. А завершим мы нашу программу словами все того же святителя Игнатия (Брянчанинова): «Раскрывая для чтения книгу – святое Евангелие, вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы, и, смотря и потому, каковы были здесь на земле по отношению к ней, получим в удел или вечные казни или вечное блаженство».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 17 мая
День ангела. 17 мая
Церковный календарь 17 мая. Священномученик Еразм, епископ Формийский
Евангелие 17 мая. Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне
Читаем Апостол. 17 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!