У книжной полки. Святое Богоявление (Крещение Господне)

19 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святое Богоявление, иначе именуемое Крещением Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, один из важнейших двунадесятых Господских праздников. В древности это торжество преимущественно носило название «Богоявление» или же «Праздник Светов». Он отмечается Церковью в воспоминание евангельского события, происшедшего около двух тысяч лет назад на реке Иордан, когда Сын Божий Иисус Христос, приняв Крещение от святого Иоанна Предтечи, открыл Себя миру, когда настал час для начала Его спасительного служения. Сегодня, как и в древние времена, двунадесятые праздники являются сердцевиной богослужебного круга и кладезем духовных смыслов, значение и догматическое содержание которых раскрывают святоотеческие проповеди или иначе - гомилии. Познакомиться с избранным гомилетическим наследием святых отцов, нам помогают книги из серии «Святые отцы о церковных праздниках». Сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу - «Святое Богоявление (Крещение Господне)».

***

1. Как отмечают издатели, хорошо начинать знакомство с наследием святых отцов через их слова и мысли о праздниках — ведь это свидетельство о ра­дости веры и живое богословие, обращенное к каждо­му из нас. Антология святоотеческих творений на Святое Богоявление включает произведения разных тра­диций и эпох, византийских, латинских и русских авторов - от священномученика Ипполита Римского до святителя Луки Крымского. Издание традиционно предваряет вводная статья автора-составителя книги Петра Юрьевича Малкова, призванная в ясной и доступной форме познакомить читателя с важнейшими богословскими и нравственными особенностями святоотеческого учения о собы­тии Святого Богоявления.

2. Празднику Святого Богоявления (Крещения Господня) посвящено большое число замечательных ярких, богословски глубоких и поэтичных святоотеческих гомилий. Зачастую они содержат краткий рассказ о событии Крещения Господа Иисуса Христа на Иордане; также в них говорится о роли Крещения Господня в осуществленном Христом Домостроительстве нашего спасения, о тех причинах, что подвигли безгрешного, не нуждавшегося ни в покаянии, ни в духовном исправлении Христа – истинного Сына Божия – принять Иоанново Крещение, о значении Крещения Господа как мига откровения человеческому роду тайны бытия Бога Троицы, о Крещении исцеляющем и освящающем воды мироздания, а через них – и всю вселенную.

3. Кроме того, святые отцы в проповедях на Богоявление размышляют о соотношении Крещения Иоаннова, совершенного Предтечей над Господом, и нашего христианского церковного таинства Крещения. Впрочем, следует иметь в виду, что большинство дошедших до нас древних святоотеческих проповедей, посвященных прославлению события Крещения, относится именно к восточной византийской традиции. Как уже упоминалось, на латинском Западе торжество Богоявления стало довольно быстро восприниматься как праздник Самооткровения Спасителя языческим народам; поэтому большинство проповедей на Богоявление, принадлежащих, например, таким западным святым отцам, как блаженный Августин и святитель Лев Великий, посвящены поклонению волхвов Богомладенцу Христу.

4. Лишь немногие из святоотеческих западных проповедей истолковывают духовное значение Крещения Господа на Иордане. В этой книге публикуются несколько западных проповедей: «Слово о благодати Крещения. На день Крещения Господня», приписываемое святителю Амвросию Медиоланскому, а также две проповеди на праздник Богоявления святителя Максима Туринского (произнесены в конце IV – первой четверти V столетия). Что же касается гомилий на праздник Богоявления, принадлежащих византийской традиции, то древнейшая из них – «Беседа 13-я. Побудительная к принятию святого Крещения» святителя Василия Великого. Однако она посвящена не столько событию Крещения Господа на Иордане, сколько осмыслению спасительного смысла таинства христианского Крещения и сравнению его духовных плодов со значением Крещения Иоаннова.

5. Также святитель Василий призывает всех уверовавших во Христа, но еще не крестившихся – по причине отсутствия решимости посвятить себя духовной жизни и нежелания нести нравственную ответственность перед Богом за свои дела – не медлить с принятием таинства Крещения. Другие византийские проповеди на Богоявление, посвященные событию Крещения Господня, принадлежат святителям Григорию Нисскому, Иоанну Златоусту, Проклу Константинопольскому, Григорию Антиохийскому, Софронию Иерусалимскому, Клименту Охридскому, Григорию Паламе, преподобному Феодору Студиту, святому Иоанну Экзарху Болгарскому. Многие из перечисленных проповедей публикуются в этой книге.

6. Следует отметить, что ряд древних проповедей на праздник Богоявления, приписываемых авторству святых отцов, на самом деле им не принадлежит. В эту книгу включены и такие, ведь и они являются неотъемлемой частью православного церковного Предания. Духовный смысл события Крещения Господня на Иордане раскрывается древними святыми отцами не только в праздничных проповедях, но и в иных творениях: например, в толкованиях на Евангелие, в богословских сочинениях. Среди этих отцов – святители Амвросий Медиоланский и Кирилл Александрийский, блаженные Иероним Стридонский и Августин, преподобный Иоанн Дамаскин и другие. Большое число проповедей на Святое Богоявление  принадлежит святым отцам Нового и Новейшего времени. В книге публикуются проповеди таких святых отцов 19 и 20 столетий, как святители Феофан Затворник и Лука Крымский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, священномученик Сергий Мечев.

7. В день Святого Богоявления, когда в Древней Церкви прославлялось евангельское событие Крещения Господа на Иордане, совершались массовые крещения оглашенных. Поэтому в святоотеческих проповедях на этот праздник уделяется много внимания и драгоценному опыту духовного соединения крещаемых со Христом, а также подаваемому в день христианского Крещения – через Миропомазание – Божественному дару начала жизни в Церкви. Святые отцы подчеркивают: Крещение есть одно из важнейших условий нашего спасения. А ведь главный вопрос христианства – это как раз вопрос о спасении: вся напряженность и сложность православного бытия объясняется естественной христианской устремленностью получить прощение грехов и достичь прославленного жития в Боге. И как подчеркивают святые отцы, христианское Крещение – отнюдь не частная треба, как зачастую мы воспринимаем его сегодня. Всякое Крещение – это важнейшее и всеобщее церковное торжество.

***

Святые отцы – авторы проповедей, прославляя спасительное Крещение Господне, призывают в этот праздничный день всех – и тех из нас, кто готовится креститься, и тех, кто, уже будучи крещен, так часто пренебрегает, по причине тяги ко греху, дарованной Христом благодатью Крещения, – благоговейно вслушиваться в шум струящихся в жизнь вечную Иорданских источников и потоков, внимая им и ими наставляясь. И не только вслушиваться и внимать, но и припасть к ним, утолить от них духовную жажду. И еще сегодня, в день праздника Крещения Господня, с особой силой звучат слова Самого Христа: Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7: 37–38). Именно к этим потокам воды живой святые отцы и призывают нас приступить в своих праздничных гомилиях на Богоявление.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать