У книжной полки. Святитель Тихон Задонский. О любви к Богу и ближнему

26 августа 2022 г.

Святителя Тихона Задонского вряд ли нужно представлять православному читателю. Имя этого святого знакомо, наверное, каждому церковному человеку, а его творениями зачитывались еще при его жизни. Самое первое их издание датируется годом смерти автора, и с тех пор они переиздавались множество раз. «Простота творений святителя Тихона, их ясность, живое чувство благочестия, доступность для общего понимания и глубокая назидательность сделали их любимыми произведениями всех сословий в России». Так говорит схиархимандрит Иоанн (Маслов), составитель «Симфонии» по трудам святителя Тихона. А мы сегодня предлагаем благочестивому читателю сборник избранных Слов святителя Тихона «О любви к Богу и ближнему».

***

1. Эта книга вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница. В ее предисловии издатели пишут: «26 августа 1860 года в Задонске произошло событие, ставшее судьбоносным для многих русских людей, подарившее исцеление сотням слепых, глухих, обездвиженных, бесноватых, а также даровавшее долгожданное избавление от злого духа Николаю Мотовилову - преданному служке преподобного Серафима Саровского. Событие это - прославление в лике святых святителя Тихона, епископа, жившего последние свои годы на покое в небольшом Задонском монастыре».

2. Современного человека не удивишь стечением людей, но в те дни у монастырских стен оно было столь велико, что более чем в десять раз превзошло население самого городка Задонска, насчитывавшего семь тысяч человек. Одни люди пришли пешком из самых удаленных уголков России, другие приехали на подводах семьями, третьи приплыли по реке на лодках. Им не хватало провизии, они вычерпали всю воду из городских колодцев, и теперь приходилось подвозить ее с Дона, но ничто не могло заставить их покинуть место, где благодатно просиял владыка Тихон. Один из паломников писал: «Шесть дней я жил во времена евангельские: слепые прозревали, хромые ходили, расслабленные получали силы молодости. Народ был полон благочестия».

3. Подвижник и богослов нашего времени схиархимандрит Иоанн (Маслов) в книге «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» пишет, что широкое народное почитание святого выросло именно из-за огромного количества исцелений, происходящих со дня его кончины не только у мощей, но везде, где бы ни призывалось имя святого Тихона.  Близок святитель к народу и сегодня, призывающим его в молитве, скор на помощь, а читающим его творения и вдвойне на подмогу приходит молитвенным предстательством на небесах и богомудрым советом своих писаний. Дар слова у святителя Тихона столь велик, что его называют Златоустом российским, сравнивая со святителем Иоанном Златоустом - величайшим духовным христианским писателем и крупнейшим богословом.

4. Кроме искусства ораторского объединяет этих святых неисчерпаемый, не измеримый дар любви, который движет их умом и устами. Поэтому слово их так действенно, истинно, нелицемерно и несет не заменимую пользу. Именно силой этого дара любви к Богу и ближнему святитель Тихон преодолевал все многочисленные превратности своей жизни, начиная от тяжелейшего труда и крайней нищеты и заканчивая служением разнузданной полуязыческой пастве, состоявшей наполовину из преступников и переселенцев, населявших тогда воронежские земли. Поэтому и в первый раздел этого сборника издатели поместили поучения святого о любви к Богу и ближнему.

5. Всего себя без остатка посвятил владыка наставлению в вере и пастырей, и мирян. Вера народная в те времена сильно пострадала от реформ эпохи Петра Великого. Понятие о христианстве было у многих в то время поверхностным и полным если не одних суеверий, то обрядоверия по большей части. Нравы были дикими и распущенными не только у господ и дворянства, но и у духовенства и монашества. Стремясь раскрыть своим чадам во Христе глубинную, духовную сущность веры, владыка пишет свой труд «Об истинном христианстве», наставления из которого, а также из других трудов и писем святителя были использованы при составлении этого сборника. Нет никакой искусственности или нарочито отстраненной правильности в проповедях и письмах святителя Тихона. Они выразительны глубиной и пронзительностью святых чувств их автора.

6. Разве могли бы мы сами, говорят издатели, так просто и дерзновенно беседовать со Спасителем, как это делает святитель Тихон: «Иисусе Сыне, Божий, помилуй мя! Буди моей душе пища и питие. Буди источник жаждущей душе моей. Буди свет помраченной душе моей. Буди отрада в скорби моей. Буди веселие в печали моей. Буди избавление противу пленения моего. Буди мир и покой против злой совести. Буди Заступник в час смерти моей. Буди Покровитель по смерти моей». С такой же духовной любовью написаны и увещевания святителя: «Бог в Своем святом слове говорит душе человеческой: "Уклоняйся от зла и делай добро; веруй, смиряйся, люби, терпи" и прочее. Душа должна слушать глас Божий, повиноваться, каяться, веровать, любить, терпеть и прочее. И когда помыслы злые возникают, не принимать их, а когда добрый совет внутри чувствуется, следовать ему».

7. По словам схиархимандрита Иоанна (Маслова), «душа святителя Тихона была озарена Божественной благодатью, обильно изливавшейся на души всех, кто притекал к его духовному окормлению... [Он] был исполнен и премногой самоотверженной любви к ближним. Под животворными лучами этой любви смирялось всякое горделивое сердце, холодные и окаменелые согревались благодатными слезами, колеблющиеся утверждались в истине. Поистине, любовь его охватывала все слои общества, все возрасты и характеры». Как отмечают издатели, на богодуховенных наставлениях святителя Тихона выросли поколения русских писателей и богословов, среди которых святители Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов), Федор Достоевский и Алексей Хомяков.

8. Достоевский так горячо почитал Задонского подвижника, что пожелал вывести его в образе главного героя во второй части «Братьев Карамазовых»: «Хочу выставить во второй повести главной фигурой Тихона Задонского, конечно, под другим именем... авось выведу величавую, положительную, святую фигуpy... Я ничего не создам (нового), а только выставлю действительного Тихона, которого я принял в свое сердце давно с восторгом». Н. В. Гоголь был первым среди русских писателей, кто в поисках Бога и спасения души проявил личный интерес к святому Тихону. Он обратился с просьбой к своим друзьям прислать ему сочинения святителя. Впоследствии писатель советовал Александру Петровичу Толстому (будущему обер-прокуроpy) прочитать эти творения.

***

По словам схиархимандрита Иоанна (Маслова), «имя Задонского подвижника принадлежит к числу тех славных, достопамятных и дорогих для каждого православного христианина имен, которые повторяются с большой любовью и благоговением и в Церкви Христовой. В образе этого святителя светлыми чертами запечатлевается глубоко проницательный и ясный ум, непреклонная воля и любвеобильное сердце». А Николай Семёнович Лесков в одном из своих произведений отмечал, что «народ еще при жизни этого превосходного человека оценил его дух и назвал его святым. Этот самый народ жаждал слова Тихона и слушался этого слова более, чем всяких иных словес Владык пышных». Издатели этой книги предлагают читателям сборник избранных Слов святителя Тихона, в надежде на то, что они принесут духовную пользу каждому прикоснувшемуся к творчеству этого удивительного святителя.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать