У книжной полки. Святитель Николай Чудотворец. Житие в иконе

22 мая 2025 г.

Святитель Николай Мирликийский является одним из самых почитаемых святых во всем христианском мире. Он чтился как великий архиерей и Отец Церкви, борец с арианской ересью, «великий чудотворец», «заступник роду христианскому», «скорый помощник всем, призывающим его с верою». О чрезвычайно широком почитании св. Николая Мирликийского на Руси свидетельствует бесчисленное множество посвященных ему храмов, монастырей, приделов и часовен, а также не сопоставимое с другими христианскими странами распространение образа Святителя в древнерусском искусстве — в настенных росписях, иконописи, деревянной скульптуре, мелкой пластике и художественном металле. Об одной из древних икон святого Чудотворца рассказывает эта книга.

***

1. Эта книга под названием «Святитель Николай Чудотворец. Житие в иконе» старших научных сотрудников Новгородского музея-заповедника - Елены Игнашиной и Юлии Комаровой - посвящена одному из наиболее почитаемых христианских святых. В книге рассмотрена иконография житийного цикла святителя Николая Мирликийского на примере иконы XVI века, хранящейся в Новгородском музее-заповеднике.  Прежде всего, авторы напоминают читателям житие святого. Как известно, святитель Николай жил во второй половине 3 — первой половине 4 века, в годы царствования императоров Диоклетиана и Константина Великого. Сведения о его жизни содержатся в Житии, написанном в Х веке известным византийским агиографом Симеоном Метафрастом на основе более ранних текстов.

2. Родиной Святителя был древний город Патара, расположенный на юго-западе Малой Азии, в Ликии. Его родители происходили из богатого и знатного рода, но избегали мирской славы и роскоши. Мать св. Николая после рождения сына осталась неплодной в знак того, что невозможно дать миру другое подобное дитя. Поведение младенца уже с первых дней его жизни было отмечено особенными знамениями: так, например, по средам и пятницам новорожденный принимал материнское молоко только один раз в день. В Житии повествуется о том, как в юности Святой вел строгую и добродетельную жизнь, избегая суетных развлечений и храня целомудрие. Решив посвятить свою жизнь Богу, он усердно посещал церковь и пребывал в постоянном посте и молитве, отказавшись от всех мирских благ.

3.  Оценив достоинства юноши, архиерей города Миры рукоположил св. Николая в пресвитеры и предсказал его великое пастырское служение, сказав, что он «будет благим утешителем печалящихся, добрым пастырем душ, подателем спасения тем, кто в опасности, и призовет заблудших на нивы благочестия». После смерти родителей Святитель раздал оставленное ими наследство нуждающимся и неустанно «творил благодеяния, и рука его не уставала подавать просящим». Симеон Метафраст подробно описывает одно из многих дел милосердия Святого — помощь отцу трех дочерей, который, оказавшись в нищете и отчаянии, собирался превратить их в блудниц. Стараясь сохранить в тайне свою сострадательность, святитель трижды приходил ночью к их дому и подбрасывал в окно мешочки с золотом на приданое девушкам.

4. После преставления архиепископа города Миры св. Николай, по Божьему изъявлению, становится главой Ликийской Церкви. В тексте Жития Симеона Метафраста рассказывается о том, как епископы, желая «вверить престол достойному», решили избрать преемника с помощью молитвы. Один из владык удостоился Божественного откровения: «Кто первым войдет в храм, тот подвигнут духом моим. Имя тому мужу будет Николай — его поставьте епископом, ибо он предызбран». Первым, кто на рассвете подошел к церковным дверям, оказался св. Николай. Так, по указанию свыше, он был избран на архиерейский престол города Миры и «воссиял для Христовой Церкви светом веры и благочестия».

5. Почитание святителя Николая на Руси насчитывает одиннадцать столетии. Вскоре после принятия христианства оно получило чрезвычайно широкое распространение. В русских именованиях Мирликийского архиепископа — Никола Угодник и Никола Чудотворец, «теплый заступник» и «скорый помощник» — выразилась вера в его великую силу и милосердие. Святителя называли «златозарным архиереем» и «избранным Божиим чудотворцем», который «удивил весь мир чудесами своими, бесов изгоняя, больных исцеляя, печальных утешая, обиженным помогая, от смерти избавляя». Житийные циклы св. Николая появились на Руси, вероятнее всего, еще в домонгольский период, когда закладывались основы почитания Мирликийского Чудотворца.

6. Сцены его деяний могли входить в состав росписи храмов, а привезенный из Корсуня в 1225 году образ св. Николая, как полагают, являлся житийной иконой. Именно в древнерусской иконописи иллюстрация Жития святителя получила наиболее широкое распространение. Самые древние из сохранившихся русских житийных икон св. Николая Чудотворца относятся к первой половине 14 столетия и по иконографии клейм практически не отличаются от византийских памятников. Важнейшим этапом в истории русской иконографии Мирликийского святого явилась середина — вторая половина 16 столетия, время создания развернутых и чрезвычайно разнообразных по подбору сюжетов изобразительных циклов.

7. С помощью этого издания читатель познакомится с иконой «Святой Николай Зарайский, с житием». На нижнем поле иконы сохранились фрагменты плохо читаемой надписи, содержащей дату, которая в начале 20 столетия была определена авторами Каталога древлехранилища как «1561 год». В публикациях последних лет датировка памятника колеблется в пределах второй половины 16 века. Средник иконы с изображением св. Николая Зарайского окружают двадцать четыре клейма, рассказывающие о рождении и детстве Святителя, рукоположении в священный сан, о его чудесной помощи в различных бедах, преставлении и перенесении мощей.

8.  В основе иконографии клейм лежат редакции Жития и чудес св. Николая, восходящие к текстам Жития Симеона Метафраста и так называемого «Иного жития», которые в середине 16 века были включены в состав Великих Четиих Миней митрополита Макария, а также литературные памятники, повествующие о преставлении, погребении и перенесении мощей святого. Житийный цикл иконы является одним из самых развернутых в древнерусском искусстве и включает в свой состав редко встречающиеся сюжеты. К. ним относятся такие эпизоды из «Иного жития» св. Николая, как «Явление Святого Духа св. Николаю накануне поставления в епископы», «Явление архангела Михаила св. Николаю» и чудеса, совершенные Святым в Сионском монастыре, — «Чудо с камнем» и «Чудо об умножении хлебных укрух». В центральной части иконы, на золотом фоне, св. Николай представлен в рост, полном святительском облачении.

***

Симеон Метафраст приводит описание облика святого: «Дошедшее до нас древнее предание представляет Николая старцем с ангельским ликом, исполненным святости и благодати Божией, добавляя еще и следующее: если кто его встречал, едва взглянув на святого, усовершался и становился лучше, и всякий, чья душа была отягощена каким-нибудь страданием или печалью, при одном взгляде на него обретал утешение. От него исходило некое пресветлое сияние, и лик его сверкал более Моисеева». Сегодня мы видим святителя с многочисленных икон, в числе которых житийные образы, помогающие наглядно познакомиться с житием любимого святого.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X