Святитель Николай Мирликийский является одним из самых почитаемых святых во всем христианском мире. Он чтился как великий архиерей и Отец Церкви, борец с арианской ересью, «великий чудотворец», «заступник роду христианскому», «скорый помощник всем, призывающим его с верою». О чрезвычайно широком почитании св. Николая Мирликийского на Руси свидетельствует бесчисленное множество посвященных ему храмов, монастырей, приделов и часовен, а также не сопоставимое с другими христианскими странами распространение образа Святителя в древнерусском искусстве — в настенных росписях, иконописи, деревянной скульптуре, мелкой пластике и художественном металле. Об одной из древних икон святого Чудотворца рассказывает эта книга.
***
1. Эта книга под названием «Святитель Николай Чудотворец. Житие в иконе» старших научных сотрудников Новгородского музея-заповедника - Елены Игнашиной и Юлии Комаровой - посвящена одному из наиболее почитаемых христианских святых. В книге рассмотрена иконография житийного цикла святителя Николая Мирликийского на примере иконы XVI века, хранящейся в Новгородском музее-заповеднике. Прежде всего, авторы напоминают читателям житие святого. Как известно, святитель Николай жил во второй половине 3 — первой половине 4 века, в годы царствования императоров Диоклетиана и Константина Великого. Сведения о его жизни содержатся в Житии, написанном в Х веке известным византийским агиографом Симеоном Метафрастом на основе более ранних текстов.
2. Родиной Святителя был древний город Патара, расположенный на юго-западе Малой Азии, в Ликии. Его родители происходили из богатого и знатного рода, но избегали мирской славы и роскоши. Мать св. Николая после рождения сына осталась неплодной в знак того, что невозможно дать миру другое подобное дитя. Поведение младенца уже с первых дней его жизни было отмечено особенными знамениями: так, например, по средам и пятницам новорожденный принимал материнское молоко только один раз в день. В Житии повествуется о том, как в юности Святой вел строгую и добродетельную жизнь, избегая суетных развлечений и храня целомудрие. Решив посвятить свою жизнь Богу, он усердно посещал церковь и пребывал в постоянном посте и молитве, отказавшись от всех мирских благ.
3. Оценив достоинства юноши, архиерей города Миры рукоположил св. Николая в пресвитеры и предсказал его великое пастырское служение, сказав, что он «будет благим утешителем печалящихся, добрым пастырем душ, подателем спасения тем, кто в опасности, и призовет заблудших на нивы благочестия». После смерти родителей Святитель раздал оставленное ими наследство нуждающимся и неустанно «творил благодеяния, и рука его не уставала подавать просящим». Симеон Метафраст подробно описывает одно из многих дел милосердия Святого — помощь отцу трех дочерей, который, оказавшись в нищете и отчаянии, собирался превратить их в блудниц. Стараясь сохранить в тайне свою сострадательность, святитель трижды приходил ночью к их дому и подбрасывал в окно мешочки с золотом на приданое девушкам.
4. После преставления архиепископа города Миры св. Николай, по Божьему изъявлению, становится главой Ликийской Церкви. В тексте Жития Симеона Метафраста рассказывается о том, как епископы, желая «вверить престол достойному», решили избрать преемника с помощью молитвы. Один из владык удостоился Божественного откровения: «Кто первым войдет в храм, тот подвигнут духом моим. Имя тому мужу будет Николай — его поставьте епископом, ибо он предызбран». Первым, кто на рассвете подошел к церковным дверям, оказался св. Николай. Так, по указанию свыше, он был избран на архиерейский престол города Миры и «воссиял для Христовой Церкви светом веры и благочестия».
5. Почитание святителя Николая на Руси насчитывает одиннадцать столетии. Вскоре после принятия христианства оно получило чрезвычайно широкое распространение. В русских именованиях Мирликийского архиепископа — Никола Угодник и Никола Чудотворец, «теплый заступник» и «скорый помощник» — выразилась вера в его великую силу и милосердие. Святителя называли «златозарным архиереем» и «избранным Божиим чудотворцем», который «удивил весь мир чудесами своими, бесов изгоняя, больных исцеляя, печальных утешая, обиженным помогая, от смерти избавляя». Житийные циклы св. Николая появились на Руси, вероятнее всего, еще в домонгольский период, когда закладывались основы почитания Мирликийского Чудотворца.
6. Сцены его деяний могли входить в состав росписи храмов, а привезенный из Корсуня в 1225 году образ св. Николая, как полагают, являлся житийной иконой. Именно в древнерусской иконописи иллюстрация Жития святителя получила наиболее широкое распространение. Самые древние из сохранившихся русских житийных икон св. Николая Чудотворца относятся к первой половине 14 столетия и по иконографии клейм практически не отличаются от византийских памятников. Важнейшим этапом в истории русской иконографии Мирликийского святого явилась середина — вторая половина 16 столетия, время создания развернутых и чрезвычайно разнообразных по подбору сюжетов изобразительных циклов.
7. С помощью этого издания читатель познакомится с иконой «Святой Николай Зарайский, с житием». На нижнем поле иконы сохранились фрагменты плохо читаемой надписи, содержащей дату, которая в начале 20 столетия была определена авторами Каталога древлехранилища как «1561 год». В публикациях последних лет датировка памятника колеблется в пределах второй половины 16 века. Средник иконы с изображением св. Николая Зарайского окружают двадцать четыре клейма, рассказывающие о рождении и детстве Святителя, рукоположении в священный сан, о его чудесной помощи в различных бедах, преставлении и перенесении мощей.
8. В основе иконографии клейм лежат редакции Жития и чудес св. Николая, восходящие к текстам Жития Симеона Метафраста и так называемого «Иного жития», которые в середине 16 века были включены в состав Великих Четиих Миней митрополита Макария, а также литературные памятники, повествующие о преставлении, погребении и перенесении мощей святого. Житийный цикл иконы является одним из самых развернутых в древнерусском искусстве и включает в свой состав редко встречающиеся сюжеты. К. ним относятся такие эпизоды из «Иного жития» св. Николая, как «Явление Святого Духа св. Николаю накануне поставления в епископы», «Явление архангела Михаила св. Николаю» и чудеса, совершенные Святым в Сионском монастыре, — «Чудо с камнем» и «Чудо об умножении хлебных укрух». В центральной части иконы, на золотом фоне, св. Николай представлен в рост, полном святительском облачении.
***
Симеон Метафраст приводит описание облика святого: «Дошедшее до нас древнее предание представляет Николая старцем с ангельским ликом, исполненным святости и благодати Божией, добавляя еще и следующее: если кто его встречал, едва взглянув на святого, усовершался и становился лучше, и всякий, чья душа была отягощена каким-нибудь страданием или печалью, при одном взгляде на него обретал утешение. От него исходило некое пресветлое сияние, и лик его сверкал более Моисеева». Сегодня мы видим святителя с многочисленных икон, в числе которых житийные образы, помогающие наглядно познакомиться с житием любимого святого.
У книжной полки. Священник Назарий Эйвазов. Братья наши меньшие. Учение о животных в Православии
У книжной полки. Протоиерей Сергий Щукин. О религиозном воспитании детей
У книжной полки. Александр Ткаченко. Трудно быть папой. Невыдуманные уроки отцовства
Благие вести. 14 июня 2025
Всенощное бдение 14 июня 2025 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!