Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Настоящее издание в 12 томах представляет собой полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Эти творения появились в золотой век святоотеческой мысли, и составляют целую библиотеку (460 книг, посланий и бесед). Как говорится в предисловии первого тома, «нет надобности, много распространяться о значении творений святых отцов Церкви для духовного просвещения. Святоотеческие творения - это тот неисчерпаемый источник, из которого вытекает все православное богословие. Это рудник, в котором заключается вся сумма богословского знания в его непосредственной чистоте и целости. Вся последующая работа богословской мысли состоит лишь в том, чтобы разрабатывать этот богатейший рудник и добытыми в нем сокровищами возвышать и украшать духовную жизнь новейших поколений.
2. Величайшие представители святоотеческой литературы были поистине гении, которые, отличаясь необычайно высокими дарованиями, обширным и глубоким образованием, обнимавшим как науки духовные, так и светские, и пламенною отзывчивостью сердца. При этом они жили и действовали в такие времена и при таких обстоятельствах, когда требовалось необычайное напряжение мысли и чувства, которые нашли себе выражение в творениях, отличающихся изумительным богатством и разнообразием содержания. И особенно в этом отношении замечательны творения свт. Иоанна Златоуста. Недаром именно его произведения составляли любимейшее чтение наших предков, которые с любовью и тщанием переписывали эти творения, собирали их в «Златоструи» и «Измарагды» и почерпали из них невыразимую «книжную сладость». Это действительно всеобъемлющий духовный гений, и в его многотомных трудах может найти себе удовлетворение всякий ум, ищущий духовной истины и глубокого назидания.
3. В духе святителя Иоанна русский народ опознал нечто сродное своему собственному духу. В его творениях наших «книжных почитателей» пленяло то, что в них, и особенно его поучениях богатство мысли соединяется с необыкновенным красноречием которое состоит преимущественно в ясности, естественности и простоте или особенно в психологическом приспособлении содержания и тона бесед или поучений к духовному состоянию слушателей. Не менее пленяло читателей и внутреннее содержание его наставлений. Святитель Иоанн Златоуст преимущественно проповедник любви к ближним, и эта, проникающая все его слова и действия, любовь влияла на здоровое, неиспорченное искусственным образованием сердце с неотразимою силою. А дух щедрой милостыни, которою особенно отличались наши благочестивые предки и в которой самым естественным образом выражалась их христианская любовь, ясно обнаруживает сродство с подобным же духом Златоуста.
4. Начало славянских переводов из творений Иоанна Златоуста относится к самой древней поре славянской письменности. Уже болгарским царем Симеоном составлен был из слов и бесед этого св. отца весьма обширный сборник с приданным ему характерным названием «Златоструй». К самому первому времени славянской письменности принадлежало, очевидно, и собрание слов И. Златоуста, дошедшее до нас в Супральской рукописи XI века. Тут помещен перевод двадцати его слов. Одна из его бесед помещена в Святославовом сборнике 1073 года. Из древнейших собственно русских памятников семнадцать слов Златоуста находятся в Четьи-Минеи XII века (за май месяц) и семь слов в сборнике Троицко-Сергиевой лавры XII века.
5. Рядом с «Златоструем» перешли к нам и другие сборники творений Златоуста, как например, «Маргарит», «Учительное Евангелие» (состоящее из собрания 75 слов Златоуста на евангельские чтения) и другие. Но, стоит отметить, что долгое время творения святителя Иоанна не появлялись в более или менее систематическом или полном собрании. Обыкновенно переводились, издавались и переиздавались отдельные творения или даже отдельные места из них. Как впрочем, зачастую происходит и в настоящее время. Однако уже в середине 19 века в С.-Петербургской духовной академии возникла мысль приступить к переводу и изданию не отдельных только мест, а целых творений Златоуста. Эта мысль, нашедшая полное одобрение Св. Синода, была энергично осуществляема корпорацией академии до 1866 года. За это время большая часть сочинений святителя была переведена, и вошла в «Полное собрание» его творений.
6. Мы не будем перечислять все те сочинения, которые вошли в этом многотомное издание, с ними читатели (кто пожелает) смогут познакомиться сами. Отметим лишь, что предваряет собрание сочинений житие святителя Иоанна, составленное известным дореволюционным духовным писателем, богословом и библеистом, Александром Павловичем Лопухиным. По словам Лопухина, святой Иоанн, получивший за свое духовное красноречие имя Златоустого, принадлежит к сонму тех великих церковных светил, которые украшали собою духовное небо святой вселенской Церкви в четвертом веке по Рождестве Христовом. Дивна и необычайна была его жизнь, исполненная подвигов и страданий. В этом отношении он навсегда сделался блистательным образцом христианского самоотвержения, терпения и покорности воле Божией.
7. Тяжел и скорбен был жизненный путь святителя, но он в то же время озарен был и лучами той радости неизреченной, которая даже во мраке земных невзгод и страданий уже предвкушает сладость небесного блаженства. Таким же тяжелым и скорбным бывает жизненный путь и всех истинных христиан, которым Сам их Божественный Учитель сказал: "в мире будете иметь скорбь". Но всем им открыт также и доступ к источнику той радости неизреченной, которую испытывал св. Иоанн среди своих ужасных страданий. И тайну этого духовного счастья он раскрыл в своих дивных творениях, с благоговейным вниманием читая которые, всякий христианин постигнет истинный смысл жизни и вместе с ним будет от полноты сердца повторять: Слава Богу за все.
***
В этом многотомном издании сочинений святителя Иоанна Златоуста всякий ум, ищущий духовной истины и глубокого назидания, может найти себе удовлетворение. Поразительно, что многие послания святителя написаны, будто в наше время: настолько узнаваемы затронутые в них ситуации и проблемы, настолько похож мир, в котором жил святитель, на наш современный мир. Труды святителя сегодня также актуальны и необходимы, и по мнению издателей, «Полное собрание сочинений святителя Иоанна Златоуста в двенадцати томах» займет достойное место в библиотеке каждого православного верующего. Сочинения изданы в современной литературной редакции, каждый том сопровождается тематическим указателем, что позволит легко ориентироваться в богатейшем духовном наследии святителя Иоанна Златоуста.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!