***
1. Как отмечают издатели, книга святителя Иоанна Тобольского «Размышления о Боге для пользы правоверных» издана к 310-летию ее написания. Подлинность рукописи установлена Киевской Духовной академией. Книга является четвертой в серии «Труды великих сибирских святых», переведенных и напечатанных издательством «Русская неделя». Первыми в этой серии вышли - «Сибирский лествичник» свт. Филофея (Лещинского), «Феатрон» и «Царский путь креста Господня» свт. Иоанна (Максимовича). И вот наконец, еще одна книга тобольского архипастыря - «Размышления о Боге для пользы правоверных». Книга издана при финансовой поддержке Правительства Тюменской области.
2. Предваряет книгу краткое житие святителя. Как говорится в издании, митрополит Тобольский Иоанн, выдающийся иерарх, церковный писатель и миссионер, родился в городе Нежине в 1651 году. В семье его родителей - Максима и Евфросинии Максимович - было семеро сыновей, из которых Иоанн являлся старшим. По окончании Киево-Могилянской коллегии будущий святитель был оставлен при ней учителем латинского языка. Тогда же, в 1680 году, он принял в Киево-Печерской лавре монашество и посвятил себя подвигу внутреннего делания. 10 января 1697 года патриарх Московский и все Адриан хиротонисал его во епископа Черниговского, а бразды правления Елецким монастырем, которым он управлял с 1695 года, были переданы святителю Димитрию, будущему Тобольскому, а позднее Ростовскому митрополиту.
3. Четырнадцать лет управлял святитель Иоанн паствой и снискал себе глубокую народную любовь. Жизнь святителя Иоанна отличалась высокими добродетелями, особенно же смирением. Плодом этих действенных добродетелей явились его творения: «Нравоучительное зерцало», «Феатрон, или позор нравоучительный» - об обязанностях властей разного рода, «Толкование на 50-й псалом»; «Толкование на "Отче наш..." и "Восемь блаженств Евангельских"; «Царский путь Креста Господня»; «Богомыслие в пользу правоверных», «Синаксарь о победе над Полтавою». "Путник» (рукопись), «Духовные мысли». С именем святителя Иоанна связан также «Латино-греко-российский лексикон».
4. В 1711 году преосвященный Иоанн был назначен на кафедру Сибирской епархии, с титулом «Митрополита Тобольского и всея Сибири». Существует предание, что святитель получил назначение в Сибирь не без участия знаменитого временщика Петровского времени князя Меньшикова, который посчитал, что архипастырь оскорбил его, назначив день для освящения храма в княжеских имениях не посоветовавшись с ним. Говорили, что святитель произнес то, что стало для Меньшикова пророчеством: «Да, далеко мне ехать, но он будет еще далее меня». Действительно, Меньшиков окончил жизнь в далекой ссылке, в Березове, в епархии святителя Иоанна.
5. О четырехлетней жизни святителя Иоанна в Тобольске в рукописной Сибирской летописи говорится: «Митрополит Иоанн был тих, смирен, благорассудлив, о бедных сострадателен и милостив». Там же мы встречаем замечательную характеристику: «Одно у него увеселение было: писать душеполезные сочинения». Туда, где были горе и нужда, приходил пастырь Христов, там он видел место своего делания. Он любил посещать заключенных в тюрьмах, которых много было в Тобольске; там он вразумлял скорбящих, проявляя к ним отеческую заботу, утешал лаской и гостинцами. Его трудами была усовершенствована школа, открытая его предшественником, митрополитом Филофеем (Лещинским).
6. В Тобольске он продолжил свою издательскую деятельность, использовав для этого созданную им в Чернигове типографию. К этому времени относится издание «Илиотропиона» на славяно-русском языке, чтобы текст понимали коренные сибиряки. Незадолго до кончины, предчувствуя близость смерти, митрополит стал готовиться к ней: исповедовался и приобщился Святых Тайн. 23 июня (по новому стилю) 1715 года он в последний раз служил литургию и в этот день в своих покоях устроил обед для городского духовенства и нищих. Нищим он прислуживал за столом сам. После трапезы святитель простившись с духовенством, ушел во внутренние комнаты и, стоя на коленях в молитвенном положении, почил. Он был погребен, согласно своему желанию, в Успенском соборе, в приделе преподобных Антония и Феодосия Печерских.
7. В эту книгу вошло два сочинения святителя Иоанна. Первое - «Размышления о Боге для пользы правоверных», написанное святителем в 1710-11 годах, кратко излагает православное учение. Здесь автор говорит о пользе истинного и усердного покаяния, о плодах страданий Христа и плодах Крещения, о радостной надежде о спасении нашем, о примирении с Богом и об отвержении грехов, о тайнах Воплощения, о спасительном принятии Тела и Крови Христовых, о спасительном действии молитв и многом другом. Второе сочинение – «О Промысле Божием» показывает, как человек должен относиться к своей судьбе. Само сочинение, написанное святителем сперва на латинском языке для студентов Киево-Могилянской академии и впоследствии переведенное им на церковно-славянский язык, укрепляет всякого читателя в вере о постоянном попечении Божием о каждом из нас.
8. В предисловии к книге, сам автор обращается к читателям с такими словами: «Назвав эту книгу Богомыслием, я приношу ее читателю хорошо сложенную. Размышляй о создании и воплощении Сына Божия и Его рождении от Девы, о всех тайнах, которые ради нас на земле Он понес во всем бытии земном, на Небо взял. И ты сподобишься там быть, нескончаемых благ там насладиться. Открой свой слух и посмотри на книгу богомыслия, предаваясь во всякое время подвигу. Имей в сердце и устах, прочти прилежно и надежно ожидай Царствия Небесного».
***
Святитель Иоанн, занимавший Тобольскую кафедру всего четыре года, с 1711 по 1715, успел очень много сделать для прославления имени Божия. Ввиду многочисленных чудес и давнего местного почитания святителя Иоанна в 1916 году Русская Церковь прославила его в лике святых и установила всероссийское празднование в день преставления святителя к Богу - 23 июня и молитвенно воспоминает его память вкупе со всем Собором Сибирских святых. Воля Божия нашла в жизни святителя Иоанна великое осуществление, и этой теме он посвящал свои сочинения. Эта книга, по словам святого архипастыря, «предложена для всех нас, в каждой главе многая польза находится». «Обо всем не говорю излишне, - отмечает святитель. - Пусть будет со всеми вами благодать Христова».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!