У книжной полки. Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический. Пасхальная радость. Слова и беседы

21 апреля 2025 г.

И вновь сегодня на нашей книжной полке сборник слов и бесед святителя Иннокентия Херсонского. В дни  Великого поста мы уже обращались к удивительным проповедям русского Златоуста. А этот сборник посвящен Светлому Празднику Пасхи. Слова святителя,  как и прежде, захватывают своей ясностью и простотой, такой всеобъемлющей любовью к своей пастве, к которой, прежде всего, обращался святой проповедник. Сегодня поучения святителя доступны каждому, кто жаждет глубже осмыслить те или иные евангельские события. В данном случае, Пасхи Христовой, о которой говорит святитель Иннокентий со страниц книги «Пасхальная радость».

***

1. Книга «Пасхальная радость. Слова и беседы» вышла в свет в издательстве «Вольный странник». Современники называли святителя Иннокентия Херсонского российским Златоустом. Время доказало, насколько они были правы. Слова, произнесенные почти двести лет назад, не только не теряют своей актуальности в 21 веке, но становятся тем самым спасительным духовным маяком среди всё сильнее бушующей бури житейской, который не дает заблудиться и пропасть окончательно. А духовное наследие святителя многочисленно - это слова, поучения, проповеди, которые частично вошли в этот тематический сборник, посвященный празднику Пасхи Христовой. В его основу легло издание «Светлая Седмица», выходившее в 1911 году в Санкт-Петербурге. 

2. Предваряет сборник рассказ о самом святителе. Как рассказывают издатели, будучи уже правящим архиереем Херсонской кафедры, архиепископ Иннокентий регулярно бывал в Петербурге  для присутствия в Священном Синоде, куда он входил как один из самых выдающихся архиереев своего времени. Человек горячей деятельной веры, святитель вдыхал жизнь во всё, к чему прикасался, и главное - приводил ко Христу множество своих современников. Ведь в его время расцерковление российского образованного общества приобретало катастрофические масштабы, а простой народ - в большинстве своем неграмотный и непросвещенный - предавался языческим суевериям и грубым порокам. Церковные дела тоже далеко не везде шли благополучно.

3. Ко времени заступления на Херсонскую и Таврическую кафедру святитель Иннокентий имел большой опыт управления епархиями и более четверти века служил Богу и людям в священном сане, встав на этот нелегкий путь в очень раннем возрасте. Ровесник ХХ века, святитель Иннокентий происходил из семьи священника Алексея Борисова, служившего в Орловской губернии. Иван, как звали святителя до принятия монашества, получил образование, которое полагалось ему по принадлежности к духовному сословию: сначала обучался в Воронежском духовном училище, а потом - в Орловской семинарии. Отличавшийся блестящими способностями, он не был особенно усидчивым и старательным, но при этом оставался одним из самых успешных учеников.

4. Особенно отличался Иван с самых ранних лет в написании различных сочинений, в том числе проповедей, его перо было легким и искрометным. Собственные курсовые сочинения, обдумав во всех подробностях, он писал без черновиков - сразу набело. Если, перечитав, оставался чем-то недоволен, то никогда не исправлял написанного, а писал текст заново. Окончив в 1825 году курс Академии со степенью магистра богословия, Иван Алексеевич сразу стал преподавателем: был приглашен в Санкт-Петербургскую духовную семинарию инспектором, профессором церковной истории и греческого языка. А через три месяца занял должность ректора Санкт-Петербургского Александро-Невского училища. На тот момент ему не исполнилось еще 23 лет. Тогда же он принял монашеский постриг с именем Иннокентий и рукоположен в священный сан. В 36-летнем возрасте был возведен во епископа. В 1848 году - вступил на Херсонскую кафедру.

5.  Будучи еще преподавателем, работая над великим делом воспитания духовного юношества, будущий святитель сам развивался духовно, что особенно заметно было в его проповеднической деятельности. Его ораторский талант получил необычайную гибкость и силу, и когда он произносил свои тщательно составленные проповеди, всегда без конспектов. Особенной силой красноречия и вдохновляющего чувства отличались его проповеди на дни Страстной и Светлой седмиц, впоследствии вышедшие в особых сборниках под заглавием «Страстная седмица» и «Светлая седмица». Один из почитателей его проповедей, выражая свой восторг от прочтения «Светлой седмицы», писал ему: «Ваша “Светлая седмица” – светла, как бриллиант!»

6. И сегодня мы имеем возможность прочитать эти проповеди, обрести этот бриллиант. В этой книге собрано слова и беседы святителя на первый день Пасхи, слова на каждый день Светлой седмицы, в Неделю Антипасхи и на отдание Пасхи. Празднование Воскресения Христова продолжается 40 дней, и как отмечает святитель Иннокентий, «первые семь празднуются самым торжественным образом, отчего и называются седмицей Светлой, Святой и Великой. Восьмой день отмечается также торжественно и называется на языке церковном Антипасхой в память явления Господа не веровавшему Фоме и уверения его язвами Христовыми». Последующие дни отмечаются с меньшей торжественностью, но и они немаловажны в жизни верующего человека.

7. Как замечает сам автор, «сладчайшая весть о Воскресении из уст христиан исходит в кратком виде, а из уст служителя Церкви она должна исходить со всей подробностью». Поэтому архипастырь подробно говорит о значении для нас Воскресения Христова, о тайне возрождения духовного, об обновлении всей твари, о том, как достигнуть Пасхи в Царстве Небесном и о многом другом. «Вы, - говорит святитель Иннокентий, - не соскучитесь, если услышите от меня повторение повести Евангельской, со всеми обстоятельствами. На что лучше и употребить настоящие минуты, как не на подобное собеседование? Господь весь конец настоящего дня беседовал с учениками; а мы, ученики Его, хотя бы в настоящий час, побеседуем о Нем Самом.

8. И если Он обещался присутствовать всякий раз там, где соберутся два, или три во имя Его, то тем более не может Он не находиться теперь в нашем, столь многочисленном собрании. Поэтому будем беседовать так, как если бы Воскресший Сам невидимо взирал теперь здесь и на проповедующего и на слушающих. То есть, будем беседовать в духе живой веры и любви к Нему, нашему Спасителю и Господу». Именно так, «в духе живой веры и любви ко Господу» и обращается святитель Иннокентий ко всем своим прихожанам, и рассказывает подробности событий, которые происходили на протяжении всех дней пасхального периода.

***

«Радостен, братие, праздник сей и на земле; как же светел и торжествен он должен быть на Небе!» - восклицает святитель Иннокентий. Пасхальная радость рождается в сердце и не нуждается в словах. Но, как отмечают издатели, слова и беседы святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического помогают вновь и вновь переживать радость о Воскресшем Господе нашем Иисусе Христе, питают душу плодами Любви и указывают путь к вечной радости. Беседы святителя Иннокентия вызывали большой интерес и отклик у современников и нисколько не потеряли своей актуальности в наши дни. Это полезное и очень интересное чтение для светлых пасхальных дней и прекрасный подарок близким к празднику Пасхи!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X