Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Сегодня мы завершаем знакомить вас с 7-томным Собранием творений Святителя Игнатия Брянчанинова, которое вышло в свет в издательстве «Ковчег». В этом собрании творений с исчерпывающей полнотой представлено творческое наследие великого служителя Церкви и даровитого духовного писателя. В предыдущих программах были представлены шесть томов, в которые вошли «Аскетические опыты» святителя, «Слово о смерти», «Слово о человеке», «Аскетическая проповедь», «Приношение современному монашеству» и «Отечник». В заключительный том вошли его многочисленные письма разным лицам. Эта переписка подвижника с монашествующими, мирянами, родными и друзьями представляет собой особую ценность, т.к. содержат огромное количество бесценных наставлений христианину в духовной жизни.
2. Вся книга разделена на три части. В первую из них вошли письма святителя к монашествующим. Здесь помещена переписка святителя Игнатия с архиереями Церкви и настоятелями монастырей. Значимость содержания этого тома определяется уже простым перечислением имен тех деятелей Русской Православной Церкви, с которыми вел переписку святитель Игнатий: митрополит Московский Филарет (Дроздов), архиепископ Ярославский Леонид (Краснопевков), епископ Феофан Затворник, игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Дамаскин и другие. Особую ценность представляет переписка святителя Игнатия с оптинскими старцами.
3. Духовное общение святых отцов началось еще в дни юности святителя. В поисках духовной жизни, Дмитрий Александрович (так звали в миру епископа Игнатия) вместе со своим другом Михаилом Васильевичем Чихачевым обратились к инокам Валаамского подворья. Те, видя в них искреннее стремление к Богу, приняли их с любовью, но, не умея вполне удовлетворить их духовные потребности, посоветовали обратиться к инокам Александро-Невской Лавры. Там в это время подвизались некоторые ученики опытных в духовной жизни старцев — отца Феодора и отца Леонида. А спустя какое-то время состоялась встреча отца Леонида и Дмитрия Александровича, которая оказала решающее влияние на всю последующую жизнь юноши. И об этом свидетельствуют соответствующие письма святителя.
4. Следующая часть книги содержит переписку святителя Игнатия с мирянами. Обращает на себя внимание тот факт, что в эпоху, когда, по словам самого святителя Игнатия, «так называемый прогресс идет вперед, разрушая все», порождая «общее стремление всех исключительно к одному вещественному», многочисленные корреспонденты Святителя были людьми глубоко верующими, искренно преданными Церкви. В письмах к ним святитель Игнатий касается важных сторон духовной жизни, дает наставления и советы по возникающим недоумениям. Многие его письма весьма подробны, в них он отдельно останавливается на тех вопросах, которые считает нужным разъяснить или по которым преподать поучение: о необходимости предаться воле Божией, об отсечении своеволия, о должном отношении к искушениям, о борьбе со страстями, о скорбях, наконец, о правильном молитвенном устроении.
5. При этом Святитель опирается на собственный опыт, но все же настоятельно рекомендует руководствоваться Священным Писанием и творениями святых Отцов. Тон этих писем покоряет чутким вниманием и благожелательностью: в них нет ничего менторского. «Безмерно милостивый и любвеобильный» — так писал о великом подвижнике один из его учеников. Таким он и выглядит в своих письмах: участливым в скорбях, утешителем в искушениях, добрым, удивительно терпеливым наставником.
6. И еще на одну сторону писем святителя Игнатия следует читателям обратить внимание. В письмах к родным и самым близким людям, которые составили третью часть книги, архипастырь иногда подробно рассказывал о своих обстоятельствах, о своей деятельности, о заботах и переживаниях. Так перед нами раскрываются многие важные факты его биографии, остававшиеся до сих пор по существу неизвестными. В некоторых случаях новые сведения вносят коррективы в изложение тех или иных событий. В результате, значительно обогащая жизнеописание Святителя, эти письма позволят лучше понять и личность автора, и его характер, полнее ощутить его мудрость и проницательность.
7. Взять, к примеру, письма святителя к его сестре Елизавете. К слову сказать, из жития святого отца нам известно, что «в семействе Брянчаниновых, братья и сестры воспитывались вместе, связанные взаимной дружбой». Спустя годы эта дружба не утратила своей силы, но наоборот стала еще крепче, о чем и свидетельствуют письма святителя Игнатия. Так вот, в письмах к сестре епископ Игнатий делился с Елизаветой Александровной своим опытом, прежде всего в области духовной, видением земной жизни человека, как приготовления и пути к жизни вечной. С любовью о Христе, с нежностью любящего брата и восприемника при крещении он просвещает сестру евангельским и святоотеческим учением о поврежденной грехом природе человека, о промысле Божием, о спасительности покаяния, молитвы, терпения скорбей и болезней.
8. Так в одном из писем святитель пишет: «Любезнейший Друг и Сестра! Письмо твое получил и отвечаю на твой скорбный голос из моих скорбей. Человек немощен, и невозможно ему постоянно пребывать в великодушии; по временам нападает на человека и малодушие. Тягость, производимая малодушием, заставляет искать утешения, которое заключается в вере в Бога и в предании себя Его святой воле. Вера снова вводит в дом душевное терпение и великодушие: та же скорбь, которая казалась невыносимою, уже кажется весьма удобоносимою». Подобные духовные наставления сопровождают почти все письма святителя, но вместе с тем, в его посланиях содержатся и уникальные сведения об обстоятельствах и нуждах земной жизни святителя и его родственников, предстает картина жизни дворянского сословия середины 19 века.
***
В этом издании опубликованы избранные письма святителя Игнатия, наиболее относящиеся к вопросам духовной жизни, которые, как представляется, будут особенно полезны широкому кругу читателей. Издание опирается на собрание писем, подготовленное игуменом Марком (Лозинским), горячим почитателем святителя Игнатия и усердным тружеником на ниве собирания сведений о его жизни, литературных трудах и особенностях аскетического учения. Письма святителя Игнатия содержат множество ценных наставлений и советов христианину и, по словам игумена Марка, хоть и в кратком виде, представляют, неоценимое сокровище святителя Игнатия – его учение о духовной жизни христианина для лиц, ищущих духовной пищи.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!