Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Сегодня мы продолжаем знакомить вас с 7-томным Собранием творений Святителя Игнатия Брянчанинова, которое вышло в свет в издательстве «Ковчег». В предыдущих программах на нашей книжной полке были представлены четыре тома, в которые вошли «Аскетические опыты» святителя, «Слово о смерти» и «Слово о человеке» и «Аскетическая проповедь». Пятый том получил название - «Приношение современному монашеству», и является драгоценнейшим памятником русской национальной культуры. Поразительный по духовной тонкости, интеллектуальной мощи, богатству языка и аскетической строгости, этот труд есть своего рода энциклопедия устроения и жизни монашеской души в чреде скорбей и радостей иноческого бытия.
2. Сочинение такого уровня в 19 веке стало первым после творений преподобного Нила Сорского. Сам Святитель это прекрасно понимал, со смирением отмечая, что его аскетический труд содержит «в себе приспособление учения преподобного Нила к современному монашеству», то есть, в сущности, служит учебником душевного делания и подвига, руководством по достижению и претворению в жизнь монашеского идеала. В предисловии книги святитель пишет: «Приближаясь к концу земного странствования, я счел долгом моим составить духовное завещание на духовные блага, которыми ущедрила меня десница Бога моего. Завещанием называю душеспасительное слово: исполнители этого слова вступают во владение духовными благами.
3. Завещание приношу в дар возлюбленным отцам и братиям, современным инокам. Духовным благом, объемлющим и совмещающим в себе прочие блага, называю монашество, к которому я призван с детства чудным призванием и неизреченною милостию. Не предоставлено мне было принести жизнь мою в жертву суете и тлению! Взят я, восхищен с широкого пути, ведущего к вечной смерти, и поставлен на путь тесный и прискорбный, ведущий в живот. Путь тесный имеет самое глубокое значение: подъемлет с земли, выводит из омрачения суетою, возводит на Небо, возводит в рай, возводит к Богу, поставляет пред лице Его в незаходимый свет для вечного блаженства».
4. Святитель называет свое сочинение - таинственною исповедию. «Прошу принять исповедь, - пишет он, - с вниманием и христианским снисхождением! она достойна того и другого. Предлагаемое мною учение заимствовано из святого учения святых Отцов Православной Церкви, и теоретически, и опытно ознакомившихся с учением Евангелия, усвоивших себе это учение». По словам святителя, очень многими потрясениями был испытан он в жизни. И поэтому Владыка, как добрый пастырь, обращает ко всем вступившим на путь монашеского делания - голос заботливого предостережения. «Так, - говорит преосвященный автор, - поступает путешественник, претерпевший страшные бедствия в многотрудном и продолжительном путешествии! Свои заметки, драгоценное сокровище, он передает тем, которые намерены предпринять подобное путешествие или уже и вступили в путь, не зная его или ознакомясь с ним лишь поверхностно по описаниям устаревшим».
5. Рассматривая содержание книги, отметим, что в первой главе говорится о важности изучения евангельских заповедей и о жительстве в соответствии с ними. «Инок, - пишет святитель, - с самого вступления своего в монастырь должен заняться со всевозможною тщательностью и вниманием чтением святого Евангелия, изучить его так, чтоб Евангелие всегда предстояло его памяти и он на каждом нравственном шагу своем, для каждого поступка, для каждого помысла имел в памяти готовое наставление Евангелия. Таково завещание Самого Спасителя». Однако это завещание дано не только монахам, но и всем людям. Ведь страшный суд предстоит всем, и не только монахи будут судимы на Суде Божием по евангельским заповедям, но все люди, о чем святитель и напоминает во второй главе.
6. Из вышесказанного, по словам святителя, «явствует, что главнейшим келейным занятием новоначального инока должно быть чтение и изучение Евангелия и всего Нового Завета. Впрочем, как учит святой отец, новоначальный должен сперва изучать заповеди Господа в Евангелиях от Матфея и Луки. От изучения заповедей в сих евангелистах, при исполнении заповедей делами, и прочие Писания, из которых состоит Новый Завет, сделаются удобопонятнее. При чтении евангелистов должно читать и Благовестник, то есть объяснение Евангелия блаженным Феофилактом, архиепископом Болгарским». По словам святителя, «чтение Благовестника необходимо: оно способствует правильному пониманию Евангелия и, следовательно, точнейшему исполнению его».
7. Святитель отмечает: «правила Церкви требуют, чтоб Писание было понимаемо так, как объясняют святые отцы, а отнюдь не произвольно. Руководствуясь в понимании Евангелия объяснением святого отца, объяснением, принятым и употребляемым Церковью, мы сохраним предание Святой Церкви». Особенно это необходимо и полезно сейчас, «в наше время, когда мы отделены многими веками от обычаев и положения, в недре которых жительствовали и произнесли свое учение отцы, применение учения их к современному положению иночества в нашем Отечестве». Такова была и архипастырская цель при изложении предложенных в книге советов.
8. Уповаем, - пишет Святитель Игнатий, - что они могут служить руководством для иноков нашего времени, по тому положению, которое им предоставлено Промыслом Божиим. Уповаем, что убогий труд наш может быть с пользою приложен и в общежительном, и в штатном монастырях, и к жизни инока на подворье или при часовне, и к жизни инока, находящегося в долговременном послушании посреди мира, и к жизни инока, постриженного в монашество при духовном училище, занимающего при нем какую-либо ученую или административную должность, – даже к жизни мирянина, который захотел бы среди мира с особенным тщанием заняться своим спасением.
***
«Приношение современному монашеству» - это выдающееся сочинение «по характеру подходит к писаниям древних аскетов» и, является величайшим вкладом в сокровищницу мирового христианства. В то же время оно представляет собой душеполезное и «назидательное чтение, дающее читателям решительно православное направление». «Братия! – обращается к нам Святитель Игнатий. - Примите приношение духовное и не осудите за скудость его. Скудость приношения свидетельствует о скудости имущества. Вашею верою и усердием восполните эту скудость, а молитвами и благословением вознаградите потрудившегося для своего и вашего спасения».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!