Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Основная тема проповедей святителя Игнатия, как одного из великих учителей покаяния – это терпение в крестоношении и покаянии. По словам самого автора, «по великой милости Божией изображено здесь поприще покаяния живописью слова». Призывая к покаянию, святитель нередко говорит о противодействии грехам, напоминает о духовном и телесном подвиге, о любви к Богу и ближним. Так как большая часть проповедей посвящены Великому посту, то в соответствии с этим на страницах книги вы найдете размышления владыки Игнатия о славе и красоте Православия, о благодатности поста и молитвы, о святости мира Христова, о безусловной ценности свободы о Христе. Завершает книгу изложение православного учения о Пресвятой Богородице.
2. В предисловии святитель Игнатий пишет: «В 1863 году были изданы некоторые поучения мои. Здесь предлагается пересмотренное и пополненное собрание поучений, бесед и слов моих, произнесенных и не произнесенных, написанных для чтения в церкви и для чтения келейного. При этом характер их сделался еще определеннее, и название «Аскетическая проповедь» оказалось названием для них вполне соответствующим. Ознакомившиеся с «Аскетическими опытами», написанными мною в сане архимандрита, ясно увидят, что образ мыслей, изложенный в «Аскетической проповеди», естественно вытекает из монашеского жительства и находится с ним в неразрывной связи. Проповедь служит пополнением к описанию духовного христианского подвига, значительно объясняет его. Из этого, говорит святитель, отнюдь не следует, чтоб чтение ее приличествовало одним монашествующим: оно приличествует всем православным христианам, желающим ознакомиться с подвижническою жизнию по разуму святых Отцов, по разуму Церкви».
3. Открывает книгу речь, произнесенная святителем по прибытии к епархии, в Ставропольском кафедральном соборе, 5 января 1858 года. Приветствуя паству, Владыка отмечает, что пришел он « с посохом пастыря» «по завещанию Господа» проповедовать о Царствии Небесном, о Царствии Божием. По слову архипастыря, «мир Христов насевается в душе Словом Божиим, зарождается от возделывания сердечной нивы заповедями Христовыми, – питается этим невидимым, но не беструдным подвигом, возрастает от него. От действия Святого Духа мир Христов объемлет ум, сердце и тело совершенного христианина, соединяет эти части, рассеченные и разъединенные грехом, воедино. Человека, примиренного в себе и с самим собою, составляющего уже собою единое и целое, каким он был до падения, соединяет с Богом».
4. Именно такой мир испрашивал святитель Игнатий себе и возлюбленной пастве, вступая на ставропольскую кафедру, чтобы соблюсти для Христа «земную деятельность нашу и зависящую от этой деятельности нашу вечную участь». Следующие за этой речью проповеди настраивают читателя на покаянный лад, что особенно важно сейчас в последние дни рождественского поста. В одной из них преосвященный автор вновь и вновь напоминает нам, что если кто хочет постоянно пребывать «со Христом, непрестанно слышать сладчайший глас Его, питаться животворным учением Его», всегда может это сделать. «Как», - спросите вы. А святитель отвечает: «Желающие приступить к Господу, должны начать это святое дело с тщательнейшего изучения слова Божия, должны начать с изучения Евангелия, в котором сокровен Христос, из которого говорит и действует Христос».
5. «Слова Евангелия, - говорит святитель Игнатий, - «Дух суть, и живот суть» (Ин. VI, 63). Они плотского человека претворяют в духовного, и душу, умерщвленную грехом и житейскою суетностью, оживотворяют». Но, как отмечает архипастырь, те, кто приступает к Богу через чтение Святого Евангелия, должные это делать «с величайшим благоговением и святейшим страхом, как предстоят пред Ним Его светлые ангелы, Его херувимы и серафимы. Вашим смирением, - говорит святитель, - соделайте землю, на которой вы стоите, небом. И возглаголет к вам Господь из святого Евангелия Своего, как к возлюбленным ученикам Своим! а святые Отцы, истолковавшие святое Евангелие по дару Святого Духа, да будут для вас руководителями к точному и непогрешительному разумению святого Евангелия».
6. Таким руководителем является для нас и сам святитель Игнатий, который далее в своих проповедях объясняет нам Евангельские зачала, читаемые на богослужениях. Обратимся к следующему поучению святителя о покаянии. Прежде всего архипастырь напоминает нам слова Спасителя: ««Покайтеся, приближися бо царствие небесное» (Мф. 4, 17). С этих глубоких и священных слов, как говорит святитель, началась проповедь вочеловечившегося Слова к падшему человечеству. Простое по наружности учение! Но надо понять его самой жизнью: тогда откроется, что в этих кратких и невитиеватых словах заключается все Евангелие. Так и святой апостол Павел, беседуя о благовестии, которое он проповедал почти всей тогда известной вселенной, сказал, что он засвидетельствовал и Иудеям и Еллинам «еже к Богу покаяние, и веру, яже в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 20, 21).
7. Таким образом, как отмечает преосвященный автор, «чтобы уверовать в Господа нашего Иисуса Христа, нужно покаяние; чтоб пребывать в этой спасительной вере, нужно покаяние; чтоб преуспеть в ней, нужно покаяние; чтоб наследовать царство небесное, нужно покаяние. Все это со всею ясностью излагается в Священном Писании». А его объясняет нам святитель Игнатий со страниц этой книги. Он говорит нам о спасении, которое уже уготовано каждому из нас Спасителем нашим, и главный труд наш на земле для достижения Царства Небесного – это труд покаяния. А с этим трудом связаны и любовь к Богу, и исповедание Его, и благодарение, и славословие, возносимое Господу. Об этом и многом другом говорит святитель Игнатий в своих «Аскетических проповедях».
***
В завершение программы хочется отметить, что все проповеди святителя Игнатия основаны на его личном опыте подвижнической жизни. Всецело руководствуясь нравственным преданием Православной Церкви, святитель-аскет, по словам игумена Марка (Лозинского), опытно постиг подвиг покаяния, преуспел в умном делании, стяжал любовь к ближним и Богу и приобрел редкую рассудительность и многие другие добродетели. О чем он сейчас беседует с нами со страниц этой книги. Она, по словам владыки Игнатия, составляет «чтение, крайне полезное для современных истинных христиан, крайне нужное для них по духу и настроениям современным». Руководствуясь наставлениями святителя, мы можем работать над собой, следуя по пути спасения. Для спасения душ читателей и самого автора и написана эта книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 7 мая 2024 года
ПАСХА 2024. Священник Роман Колеснев
ПАСХА 2024. Священник Михаил Проходцев
ПАСХА 2024. Священник Олег Патрикеев
ПАСХА 2024. Священник Константин Корепанов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!