Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Как пишут издатели в предисловии книги, святые отцы являются сосудами благодати Святого Духа, они ведут жизнь так, что могут сказать с апостолом Павлом: и уже не я живу, но живет во мне Христос. Поэтому их творения богодухновенны, как открылось это великому песнотворцу Иоанну Дамаскину, и он воспел: «Отверзу уста моя и наполнятся духа, и слово изреку...» (ирмос канона на утрене). Читая святых отцов, и мы в какой-то степени наполняемся Духа Божия, и Он начинает открывать нам Промысл и пути Божии, научает пониманию совершающегося с нами и вокруг нас, указует пути ко спасению.
2. Одним из таких светочей является митрополит Московский и Коломенский Филарет. Он родился в 1772 году в городе Коломне в семье диакона кафедрального Успенского собора Михаила Федоровича Дроздова. В 1803-м окончил семинарию в Сергиевом Посаде и потом преподавал в ней, в 1808 году - пострижен в монахи в Троице-Сергиевой Лавре, и митрополитом Московским Платоном, коего был любимым учеником, рукоположен в иеродиаконы. Затем он был вызван в Санкт-Петербург, в 1809 году рукоположен в иеромонахи, в 1817-м - хиротонисан во епископы, в 1821-м назначен на Московскую кафедру. И с этого времени, выражаясь словами Писания, он страж Дома Господня.
3. Вступая на Московскую кафедру, владыка Филарет сказал: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (Рим. I, 7). Так некогда святый апостол Павел приветствовал Церковь державнаго Рима, вступая с нею в общение посредством Послания. Так при сем первом общении лицем к лицу приветствовать Церковь сего Престольнаго града и я дерзаю. … Будучи призван принести ныне Господу начаток общения с сею Церковию, по воле Его, молю всех, Богоугодно стоящих теперь в сем общении, соединить взаимно все сердца в крепком желании «благодати и мира от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Единодушная молитва сопастырей и всех верных да привлечет свыше благодать и мир новому пастырю, дабы он с силою и действием мог возвещать пастве благодать и мир. «Сам Господь мира да даст вам мир всегда во всяком образе» (2 Сол. 3:16), как во внутреннем, так, по действию внутренняго, и во внешнем».
4. Затем в течении 50 лет возвещал архипастырь своей пастве «благодать и мир», став первым иерархом Русской Церкви в 19 веке, фактическим Патриархом при отсутствии патриаршества, который оказал глубокое влияние на всю церковную и светскую жизнь страны. Господь даровал ему глубокий ум и гениальные способности. У него была огромная энергия и сильная воля. Однако решающую роль в формировании личности святителя сыграл его свободный выбор - служение Богу, а не миру. Всего себя он отдал Господу, и Господь позволил святителю Филарету послужить Ему во всю широту его богатой натуры, талантов и способностей. 5 августа 1867 года праздновалось 50-летие его служения в епископском сане, а 19 ноября (по старому стилю) митрополит Филарет совершил последнюю в своей жизни литургию, причастился и на исходе 2-го часа пополудни отошел ко Господу.
5. Современным людям святитель Филарет более известен как церковно-государственный деятель, искоренитель расколов и защитник чистоты Православия, полвека державший кормило Русской Церкви. Но важно, что его благодатное участие в жизни Церкви продолжается и доселе через его «Слова и Беседы», оставленные нам в наследие и частично представленные на страницах этого сборника. Прочитаем отдельные наставления святителя, которыми он учит нас, просвещает и не дает сбиться с истинного пути.
6. Так, например, в Неделю Крестопоклонную владыка Филарет, обращаясь к пастве, в частности говорил следующее: «Некогда Иисус Христос наименовал Себя «Путем, Истиною и Жизнию» (Ин. 14, 6). Теперь, соответственно с первым из сих наименований, указует Он нам путь. «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мк.8, 34). Евангелист замечает при сих словах, что Иисус Христос произнес их, «призвав народы со ученики Своими». Сие показывает, что Его воззвание относится не к одним особенно избранным, но ко всем без исключения. Кто бы ты ни был, слушающий сие, надобно и тебе подумать о пути. В видимом и временном мире, в котором ты живешь, нет ничего неподвижнаго, но все идет, и проходит. И твоя жизнь идет, и проходит; ты покоишься иногда, по-видимому, телом, но твои сокровенныя помышления, твои тайныя желания непрестанно в движении. А потому если ты не идешь путем спасения, то верно идешь путем погибели, или, если не идешь, то падаешь, – падаешь из жизни духовной в плотскую, из жизни человеческой в скотскую, и не приметишь, как обрушишься в жизнь адскую, в смерть сугубую, – невозвратно!» Задуматься о своем пути призывает архипастырь.
7. А в своей проповеди в день памяти святителя Николая Чудотворца, владыка Филарет отмечает, что Угодник Божий Николай «ознаменовал себя преимущественно сильною верою и ревностию по вере». «Вспоминайте же его так, - наставляет архипастырь, - чтобы при том поучаться, и самым делом подражать его «ревности по вере». Ревность есть духовный огнь. Как мудрость светит в уме, как любовь согревает сердце: так ревность, сложное действие оных двух сил, воспламеняет все существо, в котором она есть». По словам святителя Филарета, «ревность человека в отношении к вере есть такое качество и расположение духа, по которому человек с пламенным желанием и живейшею деятельностию старается, истинную веру, которую он познал и возлюбил, сохранить, распространить, очистить от примешения суеверий и соблазнов». Стать ревнителями по вере и призвал святитель Филарет современных ему христиан, слушающих его. Призывает сегодня и нас со страниц этого издания.
***
Как отмечают издатели, когда начинаешь читать проповеди святителя Филарета, душа возносится ввысь, в мир духовный, начинаешь видеть события его видением, утихает внутреннее волнение, появляется понимание совершающегося. Это свойство святоотеческой литературы - она вводит в тишину и научает радости о Господе. Редакция «Правило веры» сочла необходимым оставить особенности орфографии и пунктуации времени митрополита Филарета, чтобы читатель ярче ощутил его язык и стиль. И напомним здесь слова Пушкина из известной стихотворной переписки поэта с митрополитом:
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!