Святитель Феофан Затворник очень любил праздник Крещения Господня, и в период своего пребывания в затворе в отдельной келии устроил малую церковь, освященную в честь этого события. Там он служил Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а последние 11 лет — ежедневно. А в 1894 году епископ Феофан мирно отошел ко Господу в день престольного праздника своего келейного храма. То есть в день Богоявления. Вся его жизнь была посвящена проповеди о Боге и раскрытию глубоких смыслов Слова Божия, а также разъяснению пути истинно христианской жизни, основанной на духовной собранности. Его богословские труды в наше время постоянно переиздаются, и доступны для широкого круга читателей. Вот и сегодня, в день памяти святителя Феофана, мы предлагаем вашему вниманию издание, включающее в себя избранные поучения святого Вышенского Затворника.
***
1. Этот сборник под названием «Внутренняя жизнь» вышел в свет в издательстве «Общество памяти игумении Таисии» и включает в себя 22 слова - избранные поучения святителя Феофана Затворника, епископа, проповедника, богослова и духовного писателя. Книга является репринтным воспроизведением издания 1899 года. В ней раскрываются закономерности духовного делания православного христианина, идущего по пути спасения, как главной задачи земной жизни, которая требует напряжения душевных и телесных сил. Среди закономерностей духовной жизни отмечены роль покаяния и участия в церковной жизни, исполнение заповедей, борьба со страстями и преуспеяние в добродетелях. Ясный и убедительный стиль изложения делает доступным и увлекательным чтение данной книги, которая, несомненно, может стать руководством по сложному пути духовной жизни для наших современников.
2. Святитель Феофан, затрагивая самые разные стороны внутренней жизни христианина, раскрывает важные для всякого ищущего спасения вопросы: Как и чем «питать и возращать» начатую в Таинствах духовную жизнь? Как не только внешне держать добрую исправность, но и в сердце содержать ее? Возможно ли исполнить заповедь апостола: как работали греху, так поработайте правде? Каковы способы утоления «жажданий нашего естества»? В чем заключается «крест самоисправления» и многие другие. Так, мало-помалу, в главных чертах, святитель объясняет, каким «должно быть настроение свойственное христианину, идущему незаблудно путем спасения».
3. В первой беседе, которая открывает это издание, святитель Феофан отмечает, что «не только внешне надо держать добрую исправность, но и в сердце содержать то. Это главное дело». Эта беседа продолжает уже начатые ранее святителем объяснения его слушателям пути, ведущего ко спасению, выводом которых стало следующее определение: «узнай и сердцем содержи все, чему учит святая Церковь, и, приемля Божественные силы чрез таинства и возгревая их чрез все другие священнодействия и молитвования Церкви, иди неуклонно путем заповедей, предписанных нам Господом Иисусом Христом, под руководством законных пастырей – и несомненно достигнешь Царствия Небесного и спасешься».
4. «Я, - отмечает святитель, - нарочно повторял тогда несколько раз это правило, как повторяю и теперь, с тем, чтобы вы легче могли утвердить его в своей памяти. Но при всем том я не думал сказать вам что-либо новое, а хотел только порадовать вас, возведши до сознания, что все, чем мы чаем угодить Богу и душу свою спасти, есть действительно Богом нам дарованный, единственный путь ко спасению, а обрадовавши – возбудить живейшую ревность идти сим именно, а не другим путем – без колебания, без отставания и без блуждения. Теперь что остается? Остается идти. Пойдем же, чтоб иначе к нам не относился укор Спасителя к иудеям за то, что они не хотели воспользоваться указаниями Иоанна Предтечи. То есть Иоанн Предтеча указывал им путь жизни в Христе Спасителе, а они не последовали совету его.
5. Что тогда было, то может быть и теперь и во всякое время. Можно стоять при пути спасения, колеблясь недоумениями, точно ли этот путь есть единственный путь и нет ли другого поудобнее и попривольнее. Можно и веря в истину и неотменность пути сего спать при нем в беспечности или отлагать самое шествие день ото дня. Можно стоять и дивиться на всех мимоходящих путем тем, не двигаясь с места, или вступать на него и опять сходить, вступать и сходить. Как жаль, имея так верным получение вечного спасения, в день распределения участи всех оказаться лишенным его!»
6. Заботясь о том, чтобы этого не случилось, святитель Феофан учит, наставляет как своих собеседников, так и современных читателей его духовных произведений. Он чутко понимает духовные потребности и трудности, с которыми сталкивается человек на разных этапах своего духовного развития, совершенствования. Он обстоятельно, четко и мудро разрешает возникающие вопросы и сомнения каждого человека. Вникает и дает выход из самых непростых жизненных проблем на основе собственного богатого духовного опыта, в свою очередь опирающегося на Священное Предание и Писание Православной Церкви, опыт и творения предшествовавших святых отцов.
7. При этом святитель говорит, что «ревнуя о спасении, все внимание должно обращать на устроение сердца, или на впечатление в нем истинно христианских чувств и расположений, хотя при пособии всего того видимого устроения, которое необходимо входит в состав спасительного пути. Не должно, например, ограничиваться одним знанием Символа и даже всего Катехизиса, а надо сердцем приять и сердцем возлюбить всякую изреченную там истину; не должно довольствоваться одним внешним участием в молитвованиях Церкви, а надо и умно – в сердце – возноситься к Богу; не должно останавливаться на одном доброделании, телом совершаемом, но надо воспитать в себе еще добрые чувства и расположения и прочее. Ибо чего нет в сердце, того и на деле нет».
8. «Сердце, - по словам святого архипастыря, – это губка, полная разных жидкостей. Пожми – и потечет. Нажим сердца – впечатления и обстоятельства текущей жизни, которые вызывают из сердца то доброе, то худое, судя по тому, что содержит та часть его, на которую сделан нажим. Внимай, - советует святитель, - это может привесть к хорошему познанию себя». Сам же архипастырь, этот знаток человеческих душ, не ограничивается общими наставлениями, но предлагает конкретные советы на пути борьбы со страстями и стяжания добродетелей. Творения святителя – это практическая энциклопедия духовной жизни, подробный путеводитель по пути к спасению. И некоторые его наставления собраны на страницах этой книги.
***
Весьма разнообразны предметы и содержание творений Вышенского Затворника, но главной темой его творений является спасение во Христе. Сегодня, когда мы еще продолжаем праздновать Крещение Господне, Святая Церковь чтит память святителя Феофана, святого отца, «Богоявлению тезоименитого». Его творения, завещанные святителем всем православным христианам, есть «бесценная сокровищница личного молитвенного и аскетического опыта, из которой черпает каждый идущий по пути спасения». Читая эти и другие книги святителя, вы найдете наставления на различные духовные и житейские вопросы, причем спектр освещаемых тем настолько широк, что читающий наверняка получит необходимое для него руководство в духовной жизни.
У книжной полки. Аскетические слова преподобного Исаака Сирина
Свет невечерний. В Рай по пропускам
Преображение (Ставрополь). 11 февраля 2025
Читаем Ветхий Завет. «Пророчество о царе Тирском». Священник Константин Корепанов
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!