У книжной полки. Святитель Феофан Затворник. Наставления в духовной жизни

29 июня 2020 г.

Святитель Феофан Затворник, перенесение святых мощей которого совершается сегодня, 29 июня, оставил обширное и поистине драгоценное духовно-литературное наследие: многочисленные труды по христианской нравственности, сочи­нения с изложением основ святоотеческой психологии, переводы аскетической письменности (в том числе перевод «Добротолюбия»), глубо­чайшие толкования Священного Писания, су­щественно обогатившие русскую библеистику. Особое же место в духовно-литературном насле­дии святителя Феофана занимают его письма к разным лицам, просившим у него совета или духовной помощи, решения недоуменных вопросов, утешения в скорби, облегчения в бедах... На основе этих писем был составлен сборник, который сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Он вышел в свет в издательстве «Отчий дом» и называется «Наставления в духовной жизни».

***

1. У этой книги, по словам издателей, особая судьба. Выдержки из  чрезвычайно обширной переписки святителя Феофана Затворника были сделаны митрополитом Санкт-Петербургским и Ладож­ским Иоанном, по его же благословению подготовленный материал был опубликован в Санкт-Петербургских епархиальных ве­домостях. Они представляют собой симфонию по собранию писем святого отца, где наставления преосвященного автора расположены в алфавитном порядке и раскрывают основные темы, затрагиваемые святителем. В издательство «Отчий дом» труд владыки Иоанна был передан приснопамятным старцем архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), который благословил их издать отдельной книгой и в указанном им порядке. После первого издания 1993 года книга неоднократно пе­реиздавалась ввиду неослабевающего интереса у благочести­вого читателя.

2. В предисловии издатели кратко рассказывают о жизни святителя Феофана. Георгий Васильевич Говоров (так звали святого в миру), родился 10 января 1815 года в се­ле Чернавское Елецкого уезда Орловской губер­нии, в семье священника. Учился в Ливенском духовном училище, Орловской семинарии, Ки­евской Духовной академии. В 1841 году в Кие­ве принял постриг с именем Феофан, в том же году рукоположен во иеродиакона и иеромона­ха. Затем была служба инспектором в несколь­ких духовных учебных заведениях, ректорство в Санкт-Петербургской Духовной академии; поездки в Палестину в составе русской духов­ной миссии и в Константинополь в должнос­ти настоятеля посольской церкви (во время этих поездок происходит углубленное изуче­ние аскетической письменности православного Востока). 1 июня 1859 года в Троицком собо­ре Александро-Невской Лавры была соверше­на хиротония и наречение святителя Феофана во епископа Тамбовской епархии, затем после­довало перемещение на древнюю, более обшир­ную Владимирскую кафедру...

3. Таков краткий очерк его внешнего жизненного пути, полного неустанной разносторонней и всегда успешной и плодотворной деятельности на благо Церкви и Отечества. Внутренний же путь, каким шла сокровенная духовная жизнь святителя, при­вел к тому, что в 1866 году, находясь на са­мом, казалось бы, «взлете» практической дея­тельности, епископ Феофан неожиданно подал в Священный Синод прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Прошение было удовлетворено, и он, наконец, получил то, к чему давно чувствовал свое главное духовное призвание: полное отрешение от житейских дел, уединение, неразвлекаемое «внутреннее делание».

4. В письмах своих епископ Феофан свидетельство­вал, что поистине счастлив в Выше: «Вышу можно променять только на Царство Небес­ное», - говорил он. Уйдя в затвор, святитель устроил в своих келиях малую церковь в честь Крещения Господня и проводил жизнь в богослужении и молитве, в подвигах телесных и духовных, в тщательном самонаблюдении, в трезвении и бодрствовании, в напряженном чтении и богомыслии, в трудах писательских. Весь этот величайший и поистине бесценный опыт, накопленный на разнообразных жизнен­ных поприщах, и особенно в годы затвора, был мобилизован святителем в его огромной пере­писке с многочисленными корреспондентами, среди которых были представители всех со­словий, от сановника до крестьянина.

5. Со всех сторон России стекались просьбы в Вышенскую пустынь, где Преосвященный Феофан пребывал в течение последних 28 лет жизни, причем 22 года из них он находился в строгом затворе. Ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, и епископ Феофан обязательно отвечал на каждое из них, чутко угадывая состояние и потребности пи­савшего и находя для каждого идущее прямо к сердцу, необходимое слово. Он обладал редким даром просто, ясно, лаконично говорить о са­мых сложных предметах, о самых глубоких и премудрых вещах.

6. Святитель Феофан, являясь переводчиком замечательного сочинения «Невидимая брань», и в обширной переписке своей не оставил без внимания ни одного участка духовной борьбы человека, ступившего на узкий и тернистый, но спасительный путь, ведущий в Царство Не­бесное. Какие только темы, какие только воп­росы не рассматривает и не раскрывает он в ду­ховных беседах со своими корреспондентами! Здесь и беды житейские, и болезни, и семей­ная и гражданская жизнь, истинное назначе­ние искусства, и правильная установка в отношении к различным обстоятельствам внешней жизни, и бесконечные проблемы жизни вну­тренней: борьба с помыслами, с самоугодием, с унынием, стяжание смирения и терпения, плача и теплоты сердечной, и руководство в богомыслии, и учение о правильной молитве, о различных ступенях молитвенного делания (молитве уделял святитель особое внимание в своих письмах, поскольку считал ее цари­цей духовной жизни, точка опоры которой — смирение).

7. Все эти и множество других важнейших тем, в зависимости от вопросов и духовной потреб­ности адресатов, рассредоточены по разным письмам, неизбежно повторяясь, варьируясь, различно сочетаясь друг с другом. И вот, чтобы сориентировать современного православного человека в этом поистине необоз­римом эпистолярном наследии святителя Фео­фана Затворника, приснопамятный владыка Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, осуществил значительный и чрез­вычайно полезный труд, потребность в котором несомненно назрела: он определил и озаглавил основные темы переписки, выделил главные, наиболее емкие и законченные высказывания святителя Феофана по этим темам и система­тизировал их, расположив названия тем в алфавитной последовательности. Таким образом, создан своего рода путеводитель по собранию писем святителя.

***

Как отмечают издатели, в наиболее широком и глубоком смысле эта книга является путеводителем в духовной жизни. С ее помощью каждый может без труда найти ответ святителя Феофана по интересующей его проб­леме, прибегнуть в том или ином конкретном случае к мудрому руководству опытного наставника. Как писал один из современников святи­теля, «только человек, сам перестрадавший многое, сам перегоревший в горниле духовного опыта, может заговорить с людьми о духовной жизни с такой всепобедной силой, возбуждаю­щей духовную энергию и порождающей готов­ность на духовные подвиги». Хочется надеяться, - говорят издатели, - что этот труд, предлагаемый вниманию читателя, поможет ему найти верные и точные ориентиры на пути спасения и будет способствовать великому делу духовного возрождения России.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать