Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
В этом сборнике, вышедшем в свет в издательстве Благовест, представлены материалы о блаженной Ксении Петербургской. Он включает в себя рассказ о житии и канонизации блаженной, свидетельства о чудесах, произошедших по молитвам святой. Также в сборник включены акафист и молитвы блаженной, рассказ о храме и часовне святой Ксении на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Как говорится в издании, первые достоверные сведения о блаженной относятся к ее замужеству. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с Андреем Федоровичем Петровым, который был военным в чине полковника и пел при дворе в церковном хоре. Они очень любили друг друга и жили душа в душу в небольшом домике на Петербургской стороне.
Но недолго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути — смерть разлучила их. Андрей Федорович скоропостижно скончался. Так внезапно, что не успел исповедаться и причаститься. Это трагическое событие изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Глядя на вдову, казалось, что она помешалась от горя. Когда Андрея Федоровича повезли на кладбище, блаженная надела на себя его военную одежду: камзол, кафтан, штаны и картуз — и в таком костюме, к удивлению, всех родственников и знакомых, пошла провожать гроб супруга.
Все, увидев молодую вдову в таком виде, пытались урезонить ее. Но в ответ на их сочувственные речи Ксения Григорьевна отвечала: «Андрей Федорович не умер, но воплотился в меня, Ксению, которая давно умерла». После похорон, раздав все, что имела, она в одном только мужнином костюме вышла на улицу на свое подвижническое странствие. Так окончилась жизнь полковничьей вдовы Петровой и началось житие юродивой Ксении. Более сорока лет несла блаженная Ксения, некогда безмятежно счастливая — любящая и любимая, подвиг юродства. Притворяясь безумной, отказавшись от собственного имени, она скиталась без пристанища и в дождь, и в зной, и в стужу.
Как отмечает составитель книги, можно лишь удивляться тому, как могла блаженная Ксения, уже, будучи старенькой и слабой, выдерживать проливные, пронизывающие до костей, осенние дожди, страшные, трескучие морозы, когда на лету мерзнут птицы и легко застывают хорошо одетые, молодые, здоровые люди! Но она несла в себе такой сильный внутренний, духовный жар, такую глубокую, несомненную веру, при которой и невозможное становится возможным. Многие богатые купцы, зная, что благословение блаженной приносит благоденствие и удачу, предлагали ей поселиться у них и распоряжаться в их домах по-своему усмотрению. Но на такие предложения святая Ксения всегда отвечала: «Зачем мне без нужды страдать?»
Действительно, жизнь в почете в богатом доме была для блаженной страданием. Ее счастье было в Боге, в помощи ближним, в добровольной нищете Христа ради. Так и прожила она в этой нищете, не имея места, где голову склонить. И так велико было «бесстрастие к тленному миру» в блаженной Ксении, что и не заметили петербуржцы, как слилась с небесной земная жизнь их помощницы и заступницы. В письменных свидетельствах не сохранилось сведений о точном времени и обстоятельствах кончины и погребения блаженной Ксении. Однако сохранившееся до наших дней предание говорит, что перед кончиной блаженная Ксения сподобилась видеть во сне Пресвятую Богородицу, Которая возвестила ей о близости дня завершения ее земного странствия.
Погребли блаженную на Смоленском кладбище. Известно, что и по смерти блаженной на Петербургской стороне часто видели высокую, худую, бедно одетую старушку, которая предупреждала об опасности, спасала от бедствий. Иногда она советовала сходить на Смоленское кладбище и отслужить панихиду по рабе Божией Ксении. Достоверно известно, что массовое паломничество на могилу блаженной Ксении началось в 1820-м. Как и при жизни блаженной, по ее молитвам люди получали помощь, чудесам и исцелениям не было конца. И вот уже более двух столетий не иссякает помощь блаженной Ксении. А ее могилу называют в Петербурге «всенародной приемной».
Но несмотря на все чудеса, происходящие по молитвам к святой Ксении, вопрос об ее официальной канонизации долгое время даже не рассматривался. В Синодальный период даже канонизации святителей и преподобных шли с большими трудностями. А о прославлении блаженной и речи быть не могло, поскольку согласно «Духовному регламенту» Петра I, ставшему своего рода Уставом Русской Церкви, юродивые воспринимались как мошенники или бесноватые — злостные нарушители дисциплины и общественного порядка, с которыми следует бороться, но никак не прославлять. После окончания Синодального периода Русская Церковь оказалась еще в более тяжком положении. В условиях непрекращающегося гонения на Церковь в Советском Союзе не могло быть никакой канонизации — будь то подвижники благочестия, юродивые или мученики.
Несколько лучше дела с канонизацией обстояли в русском рассеянии. Уже в начале 70-х годов XX века Русская Зарубежная Церковь начала фиксировать случаи молитвенной помощи блаженной Ксении по всему миру. Зарубежный Синод рассмотрел житие святой подвижницы, написанное еще до революции, и в 1978 году принял решение о ее канонизации. В ходе подготовки празднования 1000-летия Крещения Руси вопрос о канонизации ряда подвижников благочестия встал уже и в России. И одним из актов Деяний юбилейного Поместного Собора Русской Православной Церкви стало прославление блаженной Ксении Петербургской.
***
По словам митрополита Омского и Таврического Владимира, «сокровищницу духовных поучений являет нам житие блаженной Ксении Петербургской. Но главное для нас — это урок той Божественной любви, которую стяжала праведница через самоотверженную заботу о душе родного ей человека. Не будем же и мы, - говорит владыка, - дерзать на высшие свершения, стремиться выйти в широкий мир «на служение человечеству», пока не оглянемся вокруг себя и не согреем самых близких своих: родителей, супругов, детей — христианской любовью. Ибо с этой-то любви и начинается служение Богу и людям, без этого все наше благочестие, все дела и подвиги — пустое фарисейство». Этими словам владыки Владимира мы и завершаем нашу программу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!