***
1. Стоит отметить, что в основе всех сочинений Тальберга лежат всем давно доступные источники, общеизвестные факты. По словам протопресвитера Михаила Помазанского, Николай Дмитриевич всегда выбирал, суммировал и предлагал читателям «самое ценное, удачное, характерное, что он находил у наших самостоятельных и, в большинстве, лучших историков Церкви... Такой способ изложения в условиях нашего времени ценен тем, что здесь подводится итог историческим изысканиям, и в то же время мы знакомимся с точками зрения и с характером изложения целой плеяды русских историков». А историю России на страницах книг Тальберга мы видим в ее подлинной глубине, широте и высоте.
2. Основные принципы, положенные в основу сочинений историка - это историзм и православная церковность. Это можно сказать и о данном издании. По сути, читая эту книгу, самые широкие круги современных читателей могут приобрести систематизированное краткое изложение истории русского Православия в неразрывной связи с историей России. В предисловии книги мы читаем: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4,4). Этим словом Господа нашего Иисуса Христа всегда руководились русские люди в старые времена. Этою Божественною мудростью была одухотворена и жизнь царя, помазанника Божия, и беднейшего пахаря. На этой великой основе воздвигалась, крепла и росла древняя Русь».
3. Напомнить об этом и составляет главную задачу настоящей книги. Издавая ее в 1929 году, Кн. М. Горчаков уже тогда более всего помышлял о русской молодежи, о тех, кто придет на смену взрослому поколению. «Нашей молодежи, отмечалось в том издании, - приходится расти в те времена, когда т. н. «культурное» человечество все более забывает «глагол, исходящий из уст Божиих», и смысл жизни своей видит только в заботах о «хлебе». По безумию своему люди, развращенные соблазнительными учениями XVIII и XIX веков, завершившимися иудо-социалистическим коммунизмом, все более и более погружаются в засасывающую тину материализма. Не хотят слышать они «Божественный глагол» , который единственно ограждает людей от озверения и нравственного одичания.
4. Издатель прошлого века, выпуская в свет эту книгу, надеялся, что молодежь поймет «весь ужас замены основ христианства началами материалистической цивилизации». Что молодежь увидит «всю красоту древней, одухотворенной Руси» и осознает, «что воссоздать настоящую, старую Россию можно только на основах православия, и что блага житейские будут прочны, если жизнь государства и личная будет проникнута духовными, чистыми началами». Верю, - говорит Кн. М. Горчаков, - что русская молодежь со свойственной ей чуткостью все это поймет и, поняв, не будет блуждать по кривым западным дорогам, а станет стремиться выйти на прямой, широкий, исконный русский путь. И даст Господь Бог нашему юному поколению узнать во всей своей красоте возрожденную Святую Русь».
5. Вот такими словами предваряется эта книга, посвященная святой Руси. Скажем немного и о ее авторе, Николае Дмитриевиче Тальберге. Родился он 22 июля 1886 года в семье профессора Киевского университета, доктора уголовного права. Немало переживаний выпало в детстве на долю Николая. В раннем возрасте он лишился сначала отца, а через два года матери. Детство его прошло под кровом брата его отца Владимира Германовича Тальберга, а потом сестры матери в Подольской губернии. Учился он сначала в Киевском Екатерининском реальном училище, а с 1898 г. - в Императорском училище правоведения.
6. Свое призвание Тальберг видел в живом служении Отечеству, России и народу. Поэтому, окончив в 1907 году училище с золотой медалью, он поступил на службу в ведомство, которое стояло в то время на страже сохранения устоев Российской Империи, - Министерство внутренних дел. За 10-летний период пребывания на Императорской государственной службе, Николай Дмитриевич явил себя человеком Чести и Долга. После революции, не желая быть соучастником беззакония, Тальберг подал в отставку. После большевистского переворота участвовал в деятельности монархических организаций на родине. В 1920 году, будучи эвакуирован в Берлин, стал первым управляющим делами выбранного Высшего Монархического Совета.
7. Защищая монархические идеи в печати, Николай Димитриевич к этому времени выдвинулся как передовой и даровитый публицист и историк. Он много работал с 1920 г. в журнале «Двуглавый Орел» берлинского и парижского изданий и принимал большое участие в издании труда Сергея Сергеевича Ольденбурга «Царствование Императора Николая II». Итогом осмысления отечественной истории и стала книга «Святая Русь», вышедшая в Париже в 1929 году. Во вступлении автор привел слова Н.В. Гоголя: «...владеем сокровищем, которому цены нет, и не только не заботимся о том, чтобы это почувствовать, но не знаем даже, где положили его. У хозяина спрашивают показать лучшую вещь в его доме, а сам хозяин не знает, где лежит она.
8. Эта Церковь, которая, как целомудренная дева сохранилась одна только от времен апостольских в непорочной первоначальной чистоте своей, эта Церковь, которая вся со своими глубокими догматами и малейшими обрядами наружными как бы снесена прямо с неба для русского народа. Она одна в силах разрешить все узы недоумения и вопросы наши, … дать силу России, изумить весь мир согласною стройностью того же самого организма, которым она доселе пугала, — и эта Церковь нами незнаема! И эту Церковь, созданную для жизни, мы до сих пор не ввели в нашу жизнь!..» Эту мысль русского писателя Тальберг и положил в основу своих исследований, присовокупив к ней суждение архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского), согласно которому «знание истории Русской Империи — необходимое пособие для историка Русской Церкви».
***
Многовековая история нашего Отечества поистине полна великими именами и событиями. И лучше всего изучать ее по духовным источникам, которые вобрали в себя всю красоту одухотворенной Руси. Лишь приняв этот бесценный опыт, мы осознаем главное: жизнь государства и личная становится благом, когда она пронизана высокими нравственными идеалами. Именно эти идеалы заложены и в сочинения Николая Дмитриевича Тальберга, который 50 лет стоял на страже бескомпромиссного служения интересам России. Эта его книга может не только оказаться интересной и полезной для многих любителей чтения, но и послужить учебным пособием — равно для светских и духовных заведений — по истории России и истории Русской Православной Церкви.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!