У книжной полки. Священник Назарий Эйвазов. Братья наши меньшие. Учение о животных в Православии

18 июня 2025 г.

В православном вероучении Творцом всего видимого и невидимого, в том числе животного мира, является Бог, Который сотворил их по одному Своему слову. Первое упоминание о сотворении животных встречается уже в начальных стихах Библии, которые показывают деление животных на четыре группы: первые две обитают в воде и воздухе, третья — на суше, а к четвертой относятся пресмыкающиеся. Но есть ли у животных душа? Если да, то какими свойствами она обладает? Схожа ли она с душой человеческой? Что происходит с душой животных после смерти? Эти и другие вопросы, по мнению священника Назария Эйвазова, вызывают живой интерес у современного общества, поэтому он решил рассмотреть учение о животных согласно православной доктрине.

 

1. «Братья наши меньшие: Учение о животных в Православии» - так называется книга священника Назария Эйвазова, вышедшая в свет в издательстве Благовест. Как отмечает автор, актуальность избранной темы несомненна, поскольку она требует некоторых прояснений в данной области, т. к. учение о животных в Священном Писании и его толкованиях встречается крайне редко. В Библии имеется лишь несколько стихов, благодаря которым отцы Церкви составили комментарии, затрагивающие учение о животных. Данная тема актуальна еще и тем, что в наше время общество все чаще и чаще задается вопросами, связанными с жизнью животных, влиянием их на окружающий мир и наоборот.

 

2. Более того, по словам автора, если буквально два столетия тому назад не существовало никаких организаций по защите животных и окружающей среды, то сегодня их уже множество, что, в свою очередь, доказывает большой интерес к этому направлению. Таким образом для трактовки православного вероучения о животных в книге использован текст Священного Писания, труды отцов Церкви и современных богословов, так как основная цель автора заключатся не в том, чтобы оспаривать мнение философов, психологов, биологов, зоологов, эволюционистов и других ученых, а выявить и показать, каково было учение о животных в Священном Писании и у отцов Церкви. В своем труде автор затрагивает если не все, то самые важные аспекты православного учения о животных.

 

3. Помимо уже озвученных он рассматривает также такие вопросы: Кто и как сотворил животных? Какова была природа животных до и после грехопадения Адама и Евы? Почему люди начали употреблять мясо животных в пищу? Какие функции выполняет душа животного? Существует ли перевоплощение и переселение душ в животном мире? Будут ли животные жить в будущем преображенном мире, который наступит после Второго пришествия Иисуса Христа? Как относились святые к животным? Как пережить потерю своих домашних питомцев? Считаю, говорит автор, что поставленные вопросы и по сей день являются дискуссионными и неоднозначными для понимания не только для верующего, но и для неверующего в Бога человека.

 

4. Следует также, по словам отца Назария, обратить внимание на то, что библейский подход к классификации животных несколько отличается от системы классификации, которую используют современные биологи. Современная система классификации, которая восходит к шведскому ботанику 18 века Карлу Линнею, основана на внутреннем и внешнем строении. Основа же библейской классификации — это место распространения. Например, в первой книге Библии говорится о водных и воздушных организмах, животных, которые ползают по земле; скоте или прирученных животных, которые тесно связаны с людьми, и диких зверях. Той же самой системы классификации придерживается третья книга Библии и все остальное Священное Писание.

 

5. Таким образом автор в этой книге не делит животных на группы, а под словом «животные» подразумевает: «созданные Богом живые организмы, к которым относятся четвероногие наземные позвоночные (млекопитающие, пресмыкающиеся и земноводные), а также огромное множество других организмов: рыбы, птицы, насекомые, паукообразные, моллюски, морские звезды, черви и т. д.» — иными словами, все виды, классы и типы животных без исключения, которые только есть на нашей планете. Как отмечает отец Назарий, все виды животных были созданы раньше человека, и те, и другие до первородного греха питались только растительной пищей. Человек до первородного греха был призван владычествовать над животными, что, в свою очередь, означало заботиться о них.

 

6. Адам, согласно Библии и ее толкованию, как мудрый, совершенный и первый человек, нарек имена животным, которые, в свою очередь, выражали сущность этих животных. Более того, до грехопадения первых людей между человеком и животными царили мир и гармония, поскольку в животном мире, в противовес эволюционной теории, в основе которой лежит борьба за существование, изначально не существовало хищничества, а все животные были добрыми. Хищники, как было подчеркнуто в этой книге, появились не в результате изменения формы и функции, т. е. в результате физической эволюции, а согласно теории креационизма — это было просто изменение поведения, превратившее травоядных в хищников.

 

7. В соответствии с Библией, животные после прародительского греха начали жить в страхе перед человеком и стали служить ему пищей, а некоторые даже стали опасны для жизни человека. Эти изменения, как было подчеркнуто в данном труде, явились следствием грехопадения человека, после которого повредилась природа и человека, и животных. Люди же, со своей стороны, также начали, по повелению Божию, употреблять животных в пищу. Причиной этого, согласно учению святых отцов, кроме причин следствия человеческого грехопадения, могли стать обстоятельства, о которых автор также говорит в этой книге.

 

8. В этом труде также сказано несколько слов для тех, кто потерял своих домашних питомцев. Автор подчёркивает, что любовь человека к своему питомцу или даже ко всем животным является важным качеством человека. Однако, приближение к истинному Богу является самой главной целью жизни каждого человека, поскольку Господь печется о каждом из нас, любит нас больше, чем мы самих себя. А чрезмерная любовь к своему питомцу может вытеснить любовь к Богу и человеку.

 

В книге приведены фрагменты жизнеописаний святых, где говорится о людях, которые были близки к Богу, свободно общались с дикими животными, звери буквально ели из их рук. Как святые, так и животные охраняли друг друга и проявляли нежную и удивительную заботу друг о друге. Тем самым автор показывает, что любовь человека ко всему творению, точно также как и любовь к Самому Господу и ближнему, должна стать средством совершенствования человека и укрепления его в любви и добре. Поскольку каждое животное, после Самого Бога и ближнего, также достойно совершенной христианской любви и бережного отношения со стороны человека, такая любовь, духовно совершенствуя человека, также может стать одним из залогов его спасения.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X