Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
В этой книге рассказывается о личности и основных событиях жизни святителя Алексия, митрополита Московского, всея Руси чудотворца, который внес большой вклад в укрепление и возвышение великого княжества Московского и Русской Православной Церкви, а так же грядущее освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Труды и заботы о благе нашего Отечества, помощь великому князю Димитрию Донскому в управлении государством святитель мудро соединял с духовным окормлением своей паствы.
Понятно, что рамки нашей программы не позволяют нам прочитать всю повесть, обратимся только к одной ее главе, где говорится о детстве святителя и его родителях. Святой чудотворец Алексий происходил из боярского рода. Родители его, Феодор и Мария Бяконт, были бояре Черниговского княжества. И вот, как пишет автор, «в незапамятные времена боярин Фёдор с супругой своею Марьей перебрался на службу из своих тёплых краёв в холодные московские земли. И прижился он при дворе благоверного князя Даниила, самого младшего сына великого Александра Невского. Да так пришёлся ко двору, что Даниил вскоре назначил его управлять многими делами. На Москве Бяконт отстроился, разбогател, а, разбогатев, отстроился пуще прежнего. Но когда родился у него первенец, боярин Фёдор сразу решил, что на всё лето будет его отвозить в исконные края, чтобы мальчик мог впитать в себя благодатных черниговских соков.
Сын родился в знаменательный год, когда на небе случилось солнечное затмение, псковский князь Довмонт разбил немецких рыцарей, а митрополит Киевский и всея Руси преосвященный Максим, не терпя в Киеве татарского злого произволения, перенёс свой митрополичий двор во Владимир. При крещении сыну дано было имя Елевферий, что по-гречески означает «свободный». Восприемником при святом крещении был не кто-нибудь, а сам старший сын князя Даниила Московского, Иван Данилович. Как повествует автор, когда исполнилось Алфёрке три года, на другое лето повезли его впервые в черниговское поместье и в первый же день потеряли. Хватились искать – нигде нету парнишки. А он, наслышавшись от отца чудесных рассказов про древнерусскую грушу (что росла у них в поместье), едва только приехали, залез на самую её макушку.
Груша была разлапистая, могучие ветки росли аж от самой земли, и мальчику не трудно оказалось на неё забраться. На самую верхушку! Вскарабкался, сел там и стал во все стороны смотреть. Одна дорога туда бежит, другая – туда, третья – туда. Реки видно, поля, на полях люди работают, в небесах птицы шныряют, но ни одного большого города, какие обещаны, не видно. Смотрел, смотрел, все глаза высмотрел, а так и не увидел желаемого. А внизу тем временем стали его кликать: «Алфёр! Алфёрка! Где ты? Отзовись!» Стало ему смешно, что он тут сидит, а они там его ищут. И никто-никто не ведает, где его искать. Пусть хоть под землю заглянут, не найдут, а здесь, на самой верхушке дерева, искать не догадаются. И долго он так сидел там. То на дороги посмотрит, как они во все стороны разбегаются, то вниз глянет, как его там повсюду ищут. Наконец, надоело ему, и он полез вниз. Тихо спустился и откуда ни возьмись – вот он я!
«Алфёрка! Где ты был?» – кинулись к нему взрослые. А лица у всех перепуганные, отец с матерью ни живы, ни мертвы. Стало ему страшно за них, а как скажешь, что на дереве сидел?.. «Меня Ангелы на небо брали», - отвечает мальчик. «Вот я тебе сейчас задам Ангелов!» – разгневался отец и крепко тогда наказал сына. Потом-то Алфёрка признался, что на грушу залезал, и боярин Фёдор смягчился: «Ишь ты! Храбрый какой! Неужто на самую макушку? Я бы в три года не осмелился. Глядишь, смелый из тебя боярин получится». Смелый-то он вырос смелый, это верно, да только не боярин…
То, что он тогда соврал отцу про Ангелов, нисколько не смущало его, а даже наоборот, всякий раз, как хотелось ему снова забраться на самую вершину груши, казалось Алфёрке, что не сам он туда тянется, а Ангелы зовут его поближе к небесам. И чудилось, будто даже слышит их голоса. Они не человеческими словами взывали к нему, а каким-то неясным и чудесным пением, завораживающим всю душу. Он рос, и с каждым годом всё чаще слышал голоса ангелов, и всякий раз поражался тому, что не может разобрать слов, а только пение. К десяти годам всё сильнее тянуло его к молитвам, коих он уже знал в огромном количестве, и всё склонялся к книгам, чтобы узнавать новые. И казалось ему, что когда-нибудь он найдёт те молитвы, с помощью которых научится понимать язык ангелов.
Вскоре, как рассказывает автор, сын Фёдора Бяконта был уже известен всей Москве как юный книжник. В раннем возрасте его отдали учителям для книжного обучения. Впрочем, рос он при этом вполне как все его сверстники: и забавы любил, и подраться мог, и все увлечения, свойственные отрочеству, были ему не чужды. Просто ко всему отроческому в нём добавлялись тяга к молитве и любовь к книге. Увлекался Алфёрка и ловлею птиц. Однажды в чистом поле расставлял он на них сети, как вдруг снова услышал пение ангелов. И это пение дивно заворожило его, да так, что он лёг и уснул, летя душою за ангелами. И вдруг сквозь сон он чётко услышал чей-то строгий и властный голос: «Зачем, Алексей, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом человеков!»
Тотчас Елевферий проснулся, вскочил и испуганно стал оглядываться по сторонам. Но нигде никого не оказалось поблизости. Кто это мог быть, к какому такому Алексею он обращался? Но зная Евангелие, он помнил, кто и кому говорил: «Грядите по Мне, и сотворю вас ловцами человеков». Слова и голос, которые он услышал во сне, глубоко запали ему в душу. Одно только непонятно было Елевферию – почему Алексей?» Конечно, мы с вами сегодня знаем, почему? Но, как и когда стал юноша Алексием, какими монашескими и архипастырскими подвигами прославился потом, - об этом рассказывает книга Александра Сегеня «Свет светлый». А в финале книги начинается Куликовская битва как символ грядущего освобождения Руси, к которому первым стал призывать святитель Алексий.
***
В заключение программы скажем несколько слов об авторе книги. Писатель, публицист, Александр Юрьевич Сегень родился в Москве в 1959 году. Окончив Литературный институт им. А.М. Горького, он с 1998 года стал преподавателем этого знаменитого вуза. Автор романов, повестей, рассказов, статей, киносценариев. Лауреат различных литературных премий и дважды номинант Патриаршей премии в области литературы. Автор книги и сценария фильма «Поп», удостоенного первой и до сих пор единственной премии Патриарха Московского и всея Руси в области кинематографии. Произведения автора переведены на многие языки мира.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Достоевский – знаток души человеческой
У книжной полки. Митрополит Антоний Сурожский. Наследие
Профессор А.И. Осипов. Блажен человек, познавший себя
Чебоксары. Концерт праздничного мужского хора Московского Данилова монастыря
Минск. Семинар «Супружеские встречи»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!