У книжной полки. Стратегия Александра Невского

6 декабря 2022 г.

Александр Невский – имя России... Казалось, этим одним уже все сказано. Символ российской государственности, национальный герой России. Победа над шведами в битве на Неве, победа над немецкими рыцарями в битве на Чудском озере, отказ принимать латинскую веру, дипломатическое сдерживание от набегов татар – канва раскрытия исторического образа выстроена давно. При скудости источников, относимых к XIII столетию, непосредственно к биографии Александра Невского, на первый взгляд, добавить что-то вряд ли возможно. Но при дефиците текстов много нового может дать обращение к историческому контексту. Сам текст при применении определенной методики может обнаружить новые смыслы. Свой методологический прием применили к фигуре Александра Невского авторы книги, которая сегодня представлена на нашей книжной полке.

***

1. Прошлый год был объявлен в России годом Александра Невского, когда вся страна праздновала 800 лет со дня рождения благоверного князя. Этой значимой дате и посвящена книга, название которой - «Стратегия Александра Невского и цивилизационные трансформации XIII века». Она вышла в свет в издательстве «Отчий дом» при поддержке Фонда апостола Андрея Первозванного и представляет собой монографию, написанную двумя авторами: это российский историк и политолог, доктор исторических наук, профессор Вардан Эрнестович Багдасарян и духовник Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря в Ростове Великом - архимандрит Сильвестр (Лукашенко).

2. Цель этой монографии состоит в реконструкции стратегических ориентиров политической и религиозной деятельности Александра Невского в контексте мировых цивилизационных и геополитических трансформаций. Параллельно рассматривается ход исторического процесса в рамках различных цивилизационных сообществ и их взаимодействия. Предлагается интегрированная версия истории столетия, как столкновение различных вариантов религиозных проектов. Результаты проведенного исследования состоят в обосновании вероятности выдвижения и реализации Александром Невским стратегии «мягкой силы», состоящей в возможности продвижения цивилизационных рубежей не только посредством военной силы, но и за счет религиозной проповеди. 

3. Теоретическая значимость исследования определяется переосмыслением стратегии Александра Невского как активной политики религиозно-идеологического влияния. Практическое значение работы связано с потенциалами формирования новой культурной политики России на восточном направлении. По словам авторов, прошлый юбилейный год, посвященный князю Александру, дал основание не только для соответствующих обращений к истории, но и для осмысления через призму его образа актуальных вызовов современности. И то, что именно Александр Невский победил в 2008 году в телевизионном конкурсе «Имя России», имеет принципиальное значение в понимании преемственной связи российской истории.

4. Как отмечают авторы, Александр Невский имел огромную популярность и в Московском царстве, и в Российской империи, и в СССР. При Иване Грозном он был канонизирован как святой, и началось его широкое прославление. При Петре I мощи князя были перевезены в Санкт-Петербург и установлены в Александро-Невском Свято-Троицком монастыре, что служило исторической параллелью с новой победой, одержанной над Швецией. Ордена Александра Невского были учреждены и в Российской империи, и в СССР, и в Российской Федерации. Фильм «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна и Дмитрия Васильева являлся одним из главных советских киношедевров и служил значимым мотиватором патриотического воспитания в СССР.

5. Какие же смысловые ассоциации применительно ко дню сегодняшнему дает фигура Александра Невского? Авторы отмечают, что, во-первых, это героика воинского служения, ратная слава России. Во-вторых, превосходство духовного начала над физической мощью, выражаемое формулой «не в силе Бог, а в правде». В-третьих, контрзападный стратегический выбор, сохранение цивилизационной идентичности при политической ориентации на Восток. Именно третья составляющая стала ведущей темой в данной книге. Проведенный анализ позволил сделать вывод об участии Александра Невского в большой стратегической игре XIII столетия, в рамках которой шла борьба различных религиозных проектов за доминирование.

6. По словам авторов книги, метафорой российской истории XIII века традиционно выступает образ Руси между двух огней. Угроза монгольская – с востока, угроза крестоносцев – с запада. Отразить обе с равной степенью успешности не представлялось возможным. Александр Невский посчитал, что западная угроза более фундаментальная. «Те, кто пытался контролировать нас с востока, интересовались нашими кошельками, а те, кто с запада – интересовались нашими душами», – поясняет стратегический выбор князя патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Тактически это выражалось формулой: жесткий военный отпор на западе и сотрудничество на востоке. Существовала, впрочем, еще и третья угроза – исламская.

7. Во второй фазе правления Александра Невского ислам становится религией правителя улуса Джучи Берке, что создавало дополнительную линию цивилизационного напряжения. По этому направлению тактика состояла в избегании конфликта, к которому подталкивала складывающаяся внешнеполитическая конъюнктура. Но разве не те же самые угрозы стоят перед современной Россией? Те же три силы, представляющие, как и в XIII веке, вызов для российской цивилизации. Всё это в условиях сегодняшнего дня определяет запрос на исследование исторического опыта XIII столетия, и прежде всего того, как Руси удалось цивилизационно выжить в кризисной ситуации. Отсюда и возникает запрос на изучение стратегии и тактики Александра Невского.

8. Рабочей гипотезой исследования является положение, что им использовались не только военные и дипломатические методы. Важнейшей составляющей русской стратегии являлось, по предположению авторов, использование, выражаясь современным политологическим языком, инструментария «мягкой силы». В XIII веке этот инструментарий был сопряжен главным образом с религиозной политикой. Тогда Русь изменила свое цивилизационное положение: вместо прежней периферийности она сама стала ядром Православной цивилизации. А выбранный Александром Невским курс стал курсом укрепления русской государственности. Подробнее обо всём этом читайте на страницах этой книги.

***

«О, Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и никогда они не встретятся, / Пока Земля и Небо не встанут сейчас на великом Судилище Бога», – с этих слов начинается «Баллада о Востоке и Западе» Редьярда Киплинга, написанная в XIX веке. Но в XIII столетии Восток и Запад встретились. И эта встреча имела принципиальные последствия и для Запада, и для Востока. Какие именно, и рассматривают авторы этой книги. История Руси, Римской Католической Церкви, Монгольской имперской общности, история гибели и восстановления Византии, история Латинской империи, Халифата и мамлюков – всё это освящают авторы в своей монографии. А главной ее фигурой является святой благоверный князь Александр Невский и его цивилизационный выбор.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать