Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Книга - «Стою у врат души твоей» - вышедшая в свет в издательстве Сестричество во имя святителя Игнатия Ставропольского, объединяет в себе два сборника. Первый из них называется - «Жизнь небесная на земле». Приношение современному женскому монашеству». В нее вошли ранее не изданные письма свт. Игнатия (Брянчанинова) к насельницам русских женских обителей, которые и по сей день утешают и назидают всех, обращающихся к ним. В приложении к этой части книги читатели найду воспоминания последней представительницы семейства Брянчаниновых о святителе и узнают о том, что предшествовало появлению очень многих писем из собрания святителя.
2. Как говорится в книге, в конце зимы 1847 года настоятель Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом архимандрит Игнатий (Брянчанинов) подал прошение об увольнении его по болезни на покой в Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии. Однако ему был разрешен только 11-месячный отпуск для поправления здоровья - в указанную им обитель. Летом того же года архимандрит Игнатий выехал в Бабаевский монастырь. По приглашению настоятельницы Спасо-Бородинского девичьего монастыря игумении Марии (Тучковой), он посетил эту обитель, в которой провел 4 дня. Когда будущий святитель уезжал оттуда, то сестры, провожая со слезами, говорили: «Мы с вами - точно с родным отцом, как будто век знали». «И я с ними породнился - такие прекрасные души», - отмечал архимандрит Игнатий.
3. В Бородинском монастыре, по желанию игумении, архимандрит Игнатий провел беседы с инокинями о монашестве как о пути к совершенству христианскому и к спасению вечному. Позже, в 1861 году свт. Игнатий был назначен настоятелем Николо-Бабаевского монастыря, где и обрел покой душе своей. В этих краях святитель восхищался волжской красотой и подходящим ему климатом: здесь у него шла непрерывная молитвенная работа по правилам духовного закона, вкупе с написанием духовных сочинений, почти в уединении затвора. В это же время он написал и огромное количество писем. В одном из них святитель Игнатий писал: «Примите приношение духовное и не осудите за скудость его. Скудость приношения свидетельствует о скудости имущества. Вашею верою и усердием восполните эту скудость, а молитвами и благословением вознаградите потрудившегося для своего и вашего спасения».
4. Не смотря на этом скромное замечание святителя о себе, его эпистолярное наследие раскрывает духовную рассудительность пастыря и является искренней, мудрой проповедью жизни во Христе, дышащей любовью. Ведь уже к 27 годам он был старцем, наделенным даром духовного рассуждения, в котором всякую свою мысль подкреплял суждениями святых Отцов, и писал в высоком поэтическо-религиозном духе. «Развевается знамя креста над письмом моим: всегда слово моё выходит под этим знаменем!», - так говорил сам святитель Игнатий о своих письмах. Неся покорно всю жизнь крест тяжелых, физических болезней и страданий, он утешал словом Божиим других болящих, наставлял с радостью и благодарением переносить невзгоды, с верой и усердием идти по пути спасения. Как важны и сегодня для нас эти наставляющие слова святителя, часть которых составила первую часть книги.
5. Во вторую ее часть вошел сборник под названием ««Всегдашний богомолец Ваш». Наставления Оптинских старцев всечестным инокиням». В этот сборник включены наставления преподобных Антония, Амвросия и Варсонофия Оптинских. Письма великих старцев-оптинцев к их ближним и дальним чадам, записи наставлений отцов-духовников, по крупицам собиравшиеся и свято хранимые сестрами, наконец, их личные воспоминания о незабвенных батюшках – все это сегодня для нас, по словам издателей, та нескудеющая сокровищница, из которой мы по горсточке черпаем «бисер драгоценный» живого старческого слова.
6. Как отмечают издатели, в истории русского женского монашества есть немало достопримечательных страниц, и многие из них связаны с дивными Оптинскими старцами. Ведь на протяжении десятилетий они духовно окормляли такие известные обители, как Борисовская Тихвинская пустынь, Белевский Крестовоздвиженский монастырь, Горицкий, Великолукский, Каширский и прославленное своим устроителем, преподобным Амвросием, знаменитое Шамордино. В поле зрения этой книги - три Оптинских преподобных: Антоний, Амвросий и Варсонофий. И, конечно же, те поименно названные духовные чада этих старцев, которые поделились с нами своим благоприобретенным богатством: старческим письмами, воспоминаниями, душеполезными советами и наставлениями.
7. Так, например, келейные записки одной из монахинь, наполнены «бисером словесным» старческого назидания и учительства. Старец научал свою духовную дочь христианскому смирению, исцеляя ее ум и сердце от гордости - причины всех зол и нестроений в человеке, учил страху Божию, простоте, любви к ближним. «У тебя есть немощь, - говорил прп. Амвросий Оптинский, - простой путь Господень разветвлять на многие стези, тогда как и Священное Писание, и самый опыт доказывают, что нужно упрощать Евангельский путь жизни, меньшие заповеди и добродетели совокупляя во едины большие. Святой псалмопевец Давид говорит об этом так: «Вси путие Господни милость и истина», то есть всякий христианин, если будет ближнему оказывать всякую милость и всякое снисхождение в его недостатках, а от себя одного потребует всякой истины Божией, то этот христианин будет искусный исполнитель велений Божиих».
8. Немалое место в предложенных читателю записях уделено и сугубо монашескому деланию: церковной и келейной молитве, дневной и ночной, чтению книг духовных, воздержанию в пище и питье как аскетическому подвигу, неосуждению других и строгому внутреннему контролю за собой. Многие эти отдельные наставления также вошли в книгу «Стою у врат души твоей».
***
К святителю Игнатию и к преподобным оптинским старцам, как к богомудрым духовникам, обращались наиболее ревностные в монашеском подвиге сестры, и они бережно сохраняли для последующего поколения этот «бисер драгоценный» - письма своих духовных руководителей. Слова святителя Игнатия: «Стою у врат души твоей...» - относились к каждой пасомой им душе, а письма любвеобильных духоносных наставников и сегодня продолжают стоять «на страже» тех душ, которые припадают к целебному источнику их живых назидательных и утешительных слов.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!