***
1. Эта книга вышла в свет в издательстве Московского Иоанно-Предтеченского женского монастыря и называется - «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея в письмах и документах XIX-XX вв.». Издание продолжает серию исследований и публикаций, посвященных подвижнице Ивановского монастыря. В 2020 году вышел сборник научных статей «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея: к 210-летию со дня преставления». Выход нового сборника был приурочен к открытию всероссийской научно-практической конференции «Педагогические основы старческого служения: Новые материалы о старице Московского Ивановского монастыря Досифее», которая прошла 17 декабря 2021 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.
2. Старица-затворница монахиня Досифея одна из самых почитаемых подвижниц Московского Ивановского монастыря, стяжавшая за долгие годы молитвенного делания духовные дары рассуждения, смирения, послушания и преданности воле Божией. Ивановскую затворницу почитают многие поколения москвичей, считая ее покровительницей древней столицы. Ее прикровенные подвиги при жизни были скрыты от многих людей и после праведной кончины открываются ее почитателям и исследователям постепенно, после внимательных и трудоемких научных изысканий, которые сейчас приобрели особую актуальность для подготовки материалов к канонизации монахини.
3. В этом сборнике представлены рукописные и печатные источники, подтверждающие историческую достоверность и значимость личности старицы Досифеи, ее высокую подвижническую жизнь и близость к духовной традиции преподобного Паисия (Величковского), а также Аннотированный именной указатель и научные статьи составителей сборника. Публикуемые рукописные источники были выявлены в архивах Москвы и Мордовии в 2018-2021 годах участниками Рабочей группы по канонизации старицы Досифеи. В книге они опубликованы в трех подразделах: в первый включено единственное известное письмо монахини Досифеи, а также письма ее современников с упоминаниями о старице; второй подраздел составили Синодики Оптиной пустыни; в третьем – представлены «Сведения о захоронении старицы Досифеи».
4. Обзор основных печатных источников, посвященных старице Досифее, представлен в статье Варвары Кашириной «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея: материалы к жизнеописанию». Из большого количества печатных материалов для публикации выбраны те, которые содержат важные свидетельства современников о подвижнической жизни старицы, что сделало их постоянным источником цитирования в последующих трудах историков и литераторов. Первые письменные свидетельства о праведной жизни ивановской затворницы стал собирать известный москвовед, этнограф и искусствовед Иван Михайлович Снегирев. В первой краткой редакции истории Ивановского монастыря, опубликованной в 1848 году, про ивановскую подвижницу ничего не было сказано.
5. При подготовке второго издания 1 июля 1848 года Снегирев «расспросил старожила Филимона Никифоровича Шепелева о монахине Досифее, пребывавшей в Ивановском монастыре». Московский купец Филимон Никифорович Шепелев торговал чаем и сахаром на Варварке и был одним из немногих собеседников старицы Досифеи. Снегирев изучил сохранившиеся архивные документы и публикации и привел свои собственные воспоминания. Его труд, неоднократно изданный до революции, до сих пор является одним из основополагающих при изучении биографии старицы Досифеи. Свидетельства Снегирева представлены и на страницах этого издания.
6. В частности, о подвижнице сохранились следующие сведения. Монахиня Досифея жила уединенно, к ней допускалась только игумения, духовник и келейница. Ивановская затворница «жила в одноэтажных каменных кельях, примыкавших к восточной части ограды монастыря, близ покоев игумении. <…> Все ее помещение составляли две уютные низменные комнатки под сводами и прихожая для келейницы; их нагревала изращатая печь с лежанкою. Окна обращены были на монастырь. На содержание ее отпускалась особенная сумма из казначейства; стол она имела хороший. Иногда на имя ее присылались к игумении от неизвестных лиц значительные суммы денег, которые она употребляла более на украшение церкви, на пособие бедным и на подаяние нищим.
7. К окошкам ее, задернутым занавесками, иногда любопытство и молва привлекали народ; но штатный служитель, заступавший место караульного, отгонял любопытных. В церковь Досифея выходила весьма редко и то в сопровождении приставленной к ней старицы. Коридор и крытая деревянная лестница от ее кельи вели прямо в надвратную церковь, где духовник ее с причетником совершал богослужение для нее одной. Тогда церковные двери запирались изнутри, чтобы никто не мог войти». В начале 19 века московская старица принимала некоторых богомольцев для духовного совета и беседы. В это время к старице за благословением и советом об избрании своего будущего жизненного пути, пришли два брата Путиловы – Тимофей и Иона – будущие старцы Оптинские.
8. Духовно близка была старица и с монахами Новоспасского монастыря Александром (Погорченковым) и Филаретом (Пуляшкиным), продолжателями духовных традиций преподобного Паисия (Величковского). Последние несколько лет своей земной жизни монахиня Досифея провела в безмолвии, принимая лишь священника со Святыми Дарами. Умерла она 17 февраля 1810 года, точно предсказав день своей кончины.
***
Этот сборник уникален тем, что представляет одинаковый интерес как для исследователей, так и для обычных читателей – всем им предстоит встретиться здесь с удивительным и таинственным примером внутреннего преображения души. Характеризуя жизненный путь старицы Досифеи, насельница Иоанно-Предтеченского монастыря монахиня Феонилла (Харченко) отметила, что «началась ее подвижническая жизнь с резкой перемены судьбы, можно сказать, с заключения, но проходила в глубоком смирении, молитве и преданности воле Божией. Таким образом, ее заключение стало затвором, а ее смиреннейшая душа – преподобной». Иоанно-Предтеченский монастырь собирает материалы для подготовки ее канонизации и просит сообщать о почитании старицы, случаях благодатной помощи по ее святым молитвам.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Всенощное бдение 18 мая 2024 года
Этот день в истории. 18 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!