У книжной полки. Собрание творений святителя Игнатия (Брянчанинова)

15 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Имя святителя Игнатия Брянчанинова сияет в летописях Церкви и России ярким светом благодатного избранничества. Его творения – это духовная сокровищница Русской Православной Церкви, любимое чтение благочестивых людей. За великие труды на Божией ниве Христовой этот знаменитый подвижник и писатель-аскет по праву назван Игнатием - Новым Богоносцем. Неоднократно мы знакомили вас с духовным наследием святителя Игнатия. Но каждого, кто читает его труды, он не перестает удивлять ясностью и чистотой своего ума, силой его проникновения в самое существо человеческой души и духовной жизни, явлением духа, присущим творениям святых отцов древней Церкви. В последние десятилетия многочисленные труды святителя Игнатия неоднократно переиздавались и отдельными книгами, и целыми собраниями. Одно из таких собраний в семи томах вышло в свет в издательстве «Ковчег».  Два тома из этого собрания мы предлагаем сегодня вашему вниманию.

***

1. В этом собрании творений святителя Игнатия с исчерпывающей полнотой представлено творческое наследие великого служителя Церкви и даровитого духовного писателя. Все издание составляет семь томов, куда вошли такие богословские произведения святого, как: «Аскетические опыты», «Слово о смерти», «Аскетическая проповедь», «Приношение современному монашеству», «Отечник» и «Письма». Произведения святителя Игнатия (Брянчанинова), выдающегося русского писателя, классика православной духовной литературы, печатаются по единственному прижизненному собранию его сочинений, о котором так мечтал Святитель в последние годы своего земного бытия.

2. «Если Богу угодно будет, то мне желалось бы напечатать собрание моих сочинений и напечатать под  собственным моим наблюдением», - писал Преосвященный при подготовке к печати первого собрания своих сочинений. Тогда епископ Игнатий находился на покое в Николо-Бабаевском монастыре, где целиком и погрузился в деятельность по подготовке своих трудов к изданию.  Им заново были пересмотрены тексты всех основных его творений, поскольку появилась возможность издать их во всей первоначальной полноте и без цензурных изъятий. Весь состав томов Святитель определял сам.

3. Со смирением отмечая, что его творения принадлежат «милости Божией», владыка в то же время отдавал себе отчет в их непреходящей ценности, и потому писал: «Со времени введения в России образования никто еще не писывал в этом роде. Образ изложения, наружная форма, самый слог... – все новость в русской духовной литературе». И это не удивительно, поскольку книги епископа Игнатия «писались и пересматривались в течение 20 лет, соответственно наблюдениям, деланным над собою и над другими». Владыка говорил: «В течение всей моей жизни я занимался изучением Отеческих писаний и сделал из них такое извлечение, какое возможно сделать только по долговременном изучении сих исканий». Именно поэтому писания Преосвященного имеют «один дух» с творениями прп. Нила Сорского, святителя Тихона Задонского и других прославленных Отцов.

4. Первый том «Собраний» содержит «Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова» и первую часть его «Аскетических опытов». Свои «Аскетические опыты» - по словам автора, «книгу практическую», Святитель писал, сознавая огромную нужду «в учении святых Отцов для христианского общества, обуреваемого разными нечестивыми учениями». Причем он считал, что «Опыты», «будучи книгою чисто духовною, должны быть полезными Отечеству и в гражданском отношении. Ибо книга становит внимательного читателя в разряд истинных православных христиан и дает ему решительное, одностороннее, спасительное направление. Потому, писал святитель, от развития идей Православия и от твердости в Православии зависит энергия народа нашего, самостоятельность его духа».

5. «Аскетические опыты», главное и любимое сочинение Святителя, стали воистину «даром Божиим» православному читателю, и они очевидно приводят человека к глубокому молитвенному размышлению, «к самовоззрению, к умиротворению себя и назиданию верою и евангельскою Истиною». В «Опытах» изложено учение святых Отцов о науке из наук,- о монашестве, причем учение это согласовано с требованиями современности. Главной отличительной чертой деятельности древнего монашества от деятельности новейшего, является то, что монашествующие первых веков христианства были руководимы боговдохновенными наставниками.

6. А ныне, как замечает преподобный Нил Сорский вместе с другими позднейшими Отцами, монашествующие должны наиболее руководиться Священным Писанием и писаниями Отеческими по причине крайнего оскудения живых сосудов Божественной благодати. Объяснение этого направления и необходимости в нем и составляет основную мысль «Опытов» на всем их пространстве. Статьи, из которых состоят «Аскетические опыты», по словам святителя, «написаны в разные времена, по разным причинам, преимущественно по поводу возникавших аскетических вопросов в обществе иноков и боголюбивых мирян, находившихся» в духовных отношениях со Святителем. Оканчивая земное странствование, Владыка счел долгом своим пересмотреть, исправить, пополнить, собрать во едино, и издать печатно все статьи, написанные им в сане архимандрита.

7. Во второй том кроме «Аскетических опытов», изначально входило «Слово о смерти». Сам Святитель включил это произведение в состав «Опытов», объясняя тем, что смерть тоже есть практическая аскетическая проблема. Более того, «Слово о смерти», по словам Преосвященного, «было написано единственно с аскетическою целию». Стоит отметить, что в современной Святителю печати высказывалось мнение, что ни одно сочинение, рассматривавшее «последние события, касающиеся мира и человека, не входило в такое подробное решение этих вопро­сов», как «Слово о смерти». Да и сам Преосвященный полагал, что оно написано «не с одних теоретических понятий и познаний».

8. Впрочем, чтобы «обличить неосновательность и не­верность» некоторых «мнений» западных теологов о духах, рае и аде, Святитель написал специальное богословское «Прибавление к "Слову о смерти"». Но в данном издании это сочинение вошло в отдельную книгу, и о ней более подробно мы расскажем в следующий раз. В целом, 2-й том, подготовленный святым отцом, по мнению современников автора, в какой-то степени заменяет «Добротолюбие», «будучи гораздо понятнее, и содержа все, о чем говорится в «Добротолюбии»».

***

Краса иночества 19 века, святитель Игнатий Брянчанинов в своей земной жизни являлся деятельным учителем монашествующих. Своим личным примером он представлял дивную картину самоотвержения, близкого к исповедничеству, борьбы человека со страстями, скорбями, болезнями - картину жизни, которая при помощи и действии обильной благодати Божией увенчалась победой и привлекла к подвижнику многие редкие дары Святого Духа. Надеемся, что и сегодня «Собрание творений» святителя Игнатия послужит духовному просвещению как любителей святоотеческой богословской мысли, так и всех православных христиан и принесет существенную пользу желающим проводить благочестивую и богоугодную жизнь.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать