У книжной полки. Слово о трезвении

27 июля 2023 г.

С какого автора лучше начинать чтение «Добротолюбия»? На этот вопрос митрополит Диоклийский Каллист до сих пор обычно отвечал: «Начните со „Слова о трезвении" преподобного Исихия». Теперь же Владыка может ответить более полно и содержательно: «Читайте святого Исихия, а перед собой на столе положите толкование архимандрита Эмилиана и заглядывайте в него». Именно это толкование архимандрита Эмилиана (Вафидиса), замечательного греческого подвижника и богослова наших дней, мы и предлагаем вашему вниманию. Книга в двух частях вышла в свет в издательстве Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря и называется «Слово о трезвении. Толкование на "Слово о трезвении и молитве" преподобного Исихия Иерусалимского».

***

1. Вниманию читателей предлагается толкование на одно из главных аскетических произведений «Добротолюбия» — «Слово о трезвении и молитве» преподобного Исихия Иерусалимского. Издание включает в себя беседы старца Эмилиана с монашествующими, проведенные им в период с 1986 по 1987 год в афонском монастыре Симонопетра, а также на его подворье, в священной обители Благовещения в Ормилии. В своих беседах старец не только дает новую жизнь наследию преподобных отцов и делает их писания понятными и доступными для людей XXI века. Он также подробно и ясно отвечает на актуальные для любого христианина вопросы: что такое трезвение и умное делание, как научиться молитве, что мешает нам на пути спасения, можем ли мы избавиться от страстей и достигнуть бесстрастия?

2. В предисловии книги митрополит Диоклийский Каллист, что отец Эмилиан, глубокоуважаемый за свою духовную мудрость не только на Святой Горе, но и во всем православном мире, дает нам ключ к пониманию этого основополагающего аскетического текста. Издатель греческого «Добротолюбия», преподобный Никодим Святогорец, считал автором «Слова о трезвении» Исихия, пресвитера Иерусалимского, составителя многочисленных библейских комментариев, жившего в первой половине V века. Но, как замечает отец Эмилиан в своем толковании, есть достаточные основания считать «Слово о трезвении» текстом гораздо более позднего происхождения.

3. По свидетельству большинства рукописей, автор этого произведения действительно носил имя Исихий и был игуменом монастыря Божией Матери, построенного на месте явления Неопалимой купины, впоследствии известного как монастырь святой Екатерины. Судя по тому, что в сотой главе «Слова о трезвении» приводится изречение преподобного Иоанна Лествичника, который почил около 649 года, а в главах с 67 по 75 используются отрывки из писаний преподобного Максима Исповедника, скончавшегося в 662 году, преподобный Исихий из монастыря Неопалимой купины, вероятнее всего, жил в конце VII или в VIII веке.

4. По словам владыки Каллиста, отец Эмилиан справедливо характеризует преподобного Исихия как человека, «глубоко изучившего человеческую душу и проникшего в тайны Самого Божества». В «Слове о трезвении» так или иначе затрагиваются почти все основные вопросы аскетики и мистического богословия, и потому оно представляет собой надежное и верное руководство для тех, кто приступает к деланию внутренней молитвы. Преподобный Исихий пишет доступным и вместе с тем изящным образным языком. Например, мы находим в произведении такой образ: «чистое сердце само собой рождает божественные помышления, играющие внутри него, подобно тому, как в спокойном море играют и скачут дельфины».

5. По верному замечанию отца Эмилиана, «преподобный Исихий ободряет, зажигает своим словом. Он как бы подносит огонек и возжигает пламя». То же самое делает и толкователь в своих комментариях: строго следуя тексту преподобного Исихия и анализируя фразу за фразой, старец Эмилиан говорит ярко, с воодушевлением и поразительной проницательностью. В его словах, как и в словах преподобного Исихия, чувствуется убежденность и сила, происходящие, несомненно, от личного духовного опыта. Преподобный Исихий писал для монахов, и отец Эмилиан толковал «Слово о трезвении» на беседах с монашествующими. Но, как утверждает толкователь, в словах преподобного Исихия могут найти себе назидание и те, кто живет в миру, потому что эти слова обращены «ко всякой душе.... и всех людей Бог призывает на царский брак».

6. По словам издателей, в «Слове о трезвении» встречается много повторений. Но, как говорит владыка Каллист, пусть читатель не считает это недостатком. В действительности, по замечанию старца Эмилиана, преподобный отец повторяется не случайно: как мудрый наставник, он все глубже и глубже посвящает нас в таинство трезвения. Преподобный Исихий считает трезвение всеобъемлющим деланием, которое помогает стяжать всякую добродетель и исполнить всякую заповедь. В собственном смысле слово «трезвение» означает трезвость, но более глубокое его значение бодрствование, неусыпное внимание, ясность ума и внутренняя чистота.

7. По словам отца Эмилиана, трезвение нужно понимать вообще как «наблюдение за сердцем и умом.... наблюдение за самим собой», что ведет человека к общению со Христом и Святым Духом, ибо, по словам толкователя: «Ты трезвишься? - Значит, с тобою Христос». Добродетель трезвения это первая буква в алфавите аскетической жизни, это величайшая из добродетелей, тайна духовной жизни. Когда Христос сказал, что одно только нужно, Он подразумевал трезвение. «У человека не может быть ни духовной жизни, ни духовного делания, пишет отец Эмилиан, - если он не вступил в подвиг трезвения».

8. По мысли преподобного Исихия, основу духовного трезвения составляют четыре делания, которые он подробно рассматривает в своих писаниях. Это внимание, безмолвие, Иисусова молитва и память смертная. Среди них особенно важна Иисусова молитва. Она должна быть так же неотделима от нас, как наше дыхание». A что касается памяти смертной, то она, по убеждению преподобного Исихия, ни в коем случае не погружает человека в мрачное и унылое состояние, но, напротив, исполняет его светом и радостью. В своем толковании отец Эмилиан подробно рассуждает и о многих других предметах: о понятии «сердце», о соотношении между рассудком и умом, помыслами и мыслями, о посте и слезах, о служении старца или духовного отца. Немало сказано им и о сущности искушений.

***

Отец Эмилиан в своем толковании подчеркивает, что писания преподобного Исихия проникнуты духом радости и надежды. Конечно, автор «Слова о трезвении» прекрасно осознает важность труда, постоянства, самопонуждения, то есть внутреннего мученического подвига, но при этом он призывает нас воспринимать христианскую жизнь не как тяжкое бремя, но как общение в духе любви с милостивым и благоутробным Богом. Хотелось бы верить, - говорят издатели, - что эта книга поможет всем ее читателям лучше понять, что такое трезвение, что это основополагающее и прекраснейшее делание христианина.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать